Педагогика и образование » Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков » Диагностика проблем детей с агрессивным поведением

Диагностика проблем детей с агрессивным поведением

Страница 1

Практическая часть работы проводилась в период социально-педагогической практики в МОУ СОШ №2 г.Купино Новосибирской области.

В рамках данной работы исследование проводилось по направлению: работа с подростками. По другим направлениям: работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей в соответствии с планом деятельности школы работу осуществляли педагогические работники школы.

Работа проводилась с учениками 9-х классов.

В начале работы над разработкой методики были собраны диагностические материалы, которые позволили бы выявить различные формы девиантного поведения, прежде всего агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:

Таблица 1 Основные методики, используемые при диагностике подростков

Гипотезы

Диагностические методики для проверки гипотез

Агрессивность ребенка обусловлена семейными факторами

а) дефицит внимания по отношению к ребенку.

б) Антисоциальное поведение родителей (агрессия по отношению друг к другу, ребенку и окружающим).

в) Стиль семейного воспитания (культ агрессии)

Методика "Рисунок семьи"

Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребенка.

Беседа с родителями и подростком, а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

Агрессивность ребенка обусловлена школьной дезадаптацией.

а) тревожность, неуверенность в себе.

б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.

Наблюдение за ребенком на уроке и перемене, беседа с учителем.

Тест выявления тревожности у ребенка.

Тест "стиль педагогического общения".

"Социометрическая методика" (изучение межличностных отношений ребенка с классом).

Агрессивность ребенка обусловлена низкими интеллектуальными способностями.

Методика "рисунок человека".

Тест Векслера на интеллектуальное развитие ребенка.

Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия.

Методика "свободный рисунок".

Беседа с родителями на тему увлечений ребенка в его свободное от учебы время.

Агрессия обусловлена половой принадлежностью (у мальчиков она всегда выше, чем у девочек).

"Тест Руки" Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек).

После общего обследования подростков по указанным выше методикам, было выявлено 10 человек (из них 7 мальчиков и 3 девочки) с агрессивным поведением. Из них у 5 человек агрессивность обусловлена семейными факторами, у 2 человек - низкими интеллектуальными способностями, у 2 человек - школьной дезадаптацией, у 1 человека - с компьютерными играми.

На следующем этапе обследования с целью определения уровня агрессивности для подростков данной группы, совместно с социальным педагогом школы, была проведена диагностика по следующим методикам: тест "Неизвестное животное", опросник Басса-Дарки, методика САН.

Диагностика по тесту "Несуществующее животное".

Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем.

Показатели степени агрессивности выражаются количеством, расположением и характером острых углов, прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы. Агрессивные формы защиты – шипы, выступы, иглы, острые углы. Результаты диагностики учащихся по тесту "Несуществующее животное" представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Степень агрессивности

Количество человек

Высокий уровень

5

Средний уровень

4

Низкий уровень

1

Диагностика по опроснику Басса-Дарки

Опросник был разработан американским психологом А. Бассом и А. Дарки в 1957г. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Абу Райхан Беруни о содержании образования
На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Неотъемлемая часть этой большой программной задачи - совершенствование содержания образования. Эффективность решения этой проблемы в определенной степени зависит ...

Методические основы изучения раздела «Человек» в средней школе
Следует отметить, что биология, как учебный предмет, представляет определенное значение для учащихся при получении образования в целом, так как познаются закономерности проявления жизни, а значит и закономерности функционирования организма человека. На протяжении некоторого времени формируется и со ...

Педагог как центральная фигура в образовании учащегося
Учитель в рамках традиционного подхода к образованию, обучению и воспитанию рассматривался всегда как субъект педагогической деятельности. Ведь деятельность педагога прямо либо опосредованно влияет на постигающего содержание образования учащегося, на развитие его личности. До недавнего времени отно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0096