При рассмотрении инновационной направленности профессионально-педагогического образования были выявлены интенсивные и экстенситные направления его развития, а также основанные на них интегрированные инновации; проведена дифференциация профессионально-педагогических инноваций на локальные (частные) и глобальные (общие, координальные); в качестве глобальных, определяющих базовые методологические и технологические основы современного развития системы профессионально-педагогического образования, выделены следующие профессионально-педагогические инновации:
1) концепция постиндустриального развития российского образования А.М. Новикова; 2) теоретические основы современного профессионально-педагогического образования Г.М. Романцева, В.А.Федорова, А.А. Жученко, П.Ф. Кубрушко и др.; 3) научно-педагогическая концепция интегрированной системы обучения Н.Г.Хохлова; 4) концепция многоуровневой системы непрерывного креативного образования М.М. Зиновкиной; 5) концепция компьютерной интеллектуальной поддержки подготовки педагога профессионального обучения Р.Т. Гареева; 6) концепция психолого-педагогического сопровождения подготовки специалистов Э.Ф. Зеера; 7) основы конкурентологии В.И. Андреева; 8) концепция независимой общественно-профессиональной аккредитации Ю.С. Авраамова, Н.П. Калашникова, Н.Г. Хохлова и др.; 9) концепция конкурентоспособности и мобильности специалиста в условиях рыночной экономики С.П. Андреева и др.
При выявлении набора и содержания профессиональных компетенций педагога профессионального обучения в соответствии с современными требованиями личности, общества и государства нами проведен анализ понятийно-терминологического аппарата по этой проблеме, позволивший конкретизировать такие ключевые понятия, как компетентность / компетенции (универсальные и профессиональные (академические и предметно-специализированные); опережающее обучение (опережать ‑ от лат. praevenio: прогрессировать, эволюционировать); профессионализм, профессионально важные качества и др.
Нами установлено, что профессиональную компетентность, как интегративное качество личности педагога, включающее сформированный и развитый набор его универсальных и профессиональных (академических и предметно-специализированных) компетенций, целесообразно рассматривать в формате 4-компонентной профессионально обусловленной структуры личности специалиста, предложенной Э.Ф. Зеером на основе представления о структуре личности К.К. Платонова и включающей также такие компоненты, как профессиональная направленность, профессионально важные качества и профессионально значимые психофизиологические свойства личности. Профессиональная компетентность специалиста дифференцируется, представляется и оценивается посредством его профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция (как функция деятельности) – это общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения, а также обобщенные способы выполнения определенных действий. Нами разработана матрица корреляций профессиональных компетенций педагога и его профессионально-педагогических умений. При этом профессиональные компетенции педагога профессионального обучения определяются его целевыми и операционными функциями, а оцениваются уровнем сформированности его профессионально-педагогических умений: гностических, идеологических, дидактических, организационно-методических, коммуникативно‑режиссерских, прогностических, рефлексивных, организационно‑педагогических, общепрофессиональных, конструктивных, технологических, производственно-операционных, специальных, креативных и творческих.
Смена поколений государственных образовательных стандартов высшего образования (ГОС) отображает динамику развития профессионально-образовательной культуры российского общества и соответствующих моделей обеспечения качества высшего профессионального образования. В проекте Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения, внедрение которого планируется в 2008 году, компетенции будущего специалиста интерпретируются как единая форма описания универсальных, академических и профессиональных профилей, уровней высшего образования и характеристик «персонального результата» образовательного процесса.
Анализ программного содержания по разделу «Форма»
Программа по развитию элементарных математических представлений для дошкольников составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта. Задачи развития представлений о форме в условиях детского сада реализуются в рамках программы формирования элем ...
Формирование студента как субъекта учебной
деятельности
В педагогике под субъектом учебной деятельности понимается носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. Формирование студента как субъекта учебной деят ...
Овладение формулами речевого этикета как необходимая предпосылка развития
культуры общения
Речевой этикет, как известно, предписывает говорящим использование определенных формул в зависимости от ситуации общения. Носители языка, овладевшие правилами речевого узуса в процессе социализации, интуитивно осуществляют выбор требуемых единиц, ориентируясь на экстралингвистические условия, среди ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.