Любое произведение искусства, и поэтическое в том числе, создается в процессе художественного творчества и рассчитано на эстетическое воздействие на человека. Восприятие поэтических произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой в стихотворении действительности.
Один из приемов усиления эмоциональности стиха, характерный для поэзии предназначенной для детей - повторение. Эта черта в высшей степени присуща есенинскому творчеству. Используя прием повтора, Есенин вывел его за рамки обращения человека к природе. Словесные повторы помогают поэту вести напряженный лирический монолог, придают взволнованность его речи.
А Есенин всегда взволнован - в грусти, в радости ли. Он никогда не бывает равнодушным и бесстрастным, повтор воспринимается как нагнетание настроения. Этому помогают вопросительные и восклицательные интонации.
Одна из характернейших особенностей лирики Есенина, помогающая приблизиться к маленькому слушателю – поэтический монолог. Это доверительная беседа, поэт делится своими чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он может вполне рассчитывать.
Еще одной особенностью лирики Есенина, привлекающей внимание ребенка, является афористичность языка поэта. Как и другие особенности поэзии Есенина, она внутренне связана с художественными принципами народного творчества. Творчески осваивая это богатство национальной культуры, Есенин открыто декларирует свой интерес к афористичности русской народной речи.
Лиризм, эмоциональность стиха Есенина, богатая гамма настроений и чувств в его произведениях отразились на своеобразном использовании поэтом афористического склада русской речи. Формула чувства - так можно определить афоризмы Есенина столь присущие его лирике. Они богато используются поэтом, скрепляя весь стих, делая его легко запоминающимся, придавая ему большую силу. Для постижения заложенных в художественное произведение смыслов необходимо, чтобы читатель понимал язык поэта. Использование Есениным в своем творчестве прямых параллелей с русскими поговорками и пословицами, откровенная близость к загадке, обильная представленность народной лексики, делают его лирические произведения доступными для восприятия ребенка.
Произведениям Есенина свойственна стройная композиция, звуковой рисунок способствует появлению в воображении соответствующей картины, характерны трогательные образы и сравнения, яркие ассоциации, они словно усиливают впечатление от картины, делают ее не только слышимой, но и зримой. Он способен заинтриговать двумя-тремя словами, и потом завладеть всем вниманием.
Особый отбор слов, своим звучанием способствуют образной передаче мысли, что необходимо при восприятии поэзии ребенком, так как детям свойствен синкретизм восприятия, когда чуть ли не все органы чувств задействуются в процессе чтения или слушания стихотворения. Главное его поэзия способна вызывать богатую по своему содержанию эмоциональную реакцию, пробудить в ребенке душевный отклик.
Если мы обратимся к хрестоматийному стихотворению С. А. Есенина и попытаемся выявить художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной картины произведения и восприятия у детей.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
История создания «вальдорфских школ»
Р. Штайнер (1861–1925) – австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos – человек, sорhiа – мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке – совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волева ...
Особенности пространственной ориентировки детей
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так дошкольного называемой чувственной системы отсчета, т. е, по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную ...
Методические рекомендации для педагогов
образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок реком ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.