При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.
На основании этого нами выделены такие показатели, как:
1. Способность увидеть авторскую позицию.
2. Обобщение содержания прочитанного произведения.
Наличие каждого последующего признака ставит ребенка на более высокий уровень восприятия и понимания поэтического произведения.
Для выявления наличия того или иного уровня восприятия и понимания поэтических произведений у испытуемых, каждому ребенку предъявлялось три произведения С. Есенина («Береза», «Вечер как сажа…», «Колокол дремавший…»).
После прослушивания каждого стихотворения, ребенку предлагалось ответить на ряд вопросов по каждому произведению, вопросы (Приложение 1) составлялись, так же с опорой на классификацию Н. В. Молдавской, то есть, каждый вопрос отражает наличие того или иного признака, из перечисленных выше. За каждый положительный ответ ребенку начислялся один балл, в заключение баллы суммируются.
Уровень восприятия художественного произведения определялся в соответствии со следующей шкалой оценивания:
1-2 балла – низкий уровень (фрагментарный);
3-4 балла – средний уровень (констатирующий);
5-6 баллов – высокий уровень (уровень ''героя'');
7-8 баллов – очень высокий уровень (уровень ''идеи'').
В результате констатирующего этапа эксперимента выявлены следующие показатели в группе испытуемых старшего дошкольного возраста:
В контрольной группе низкий уровень восприятия лирических произведений имеют 67% детей, средний – 33% детей, в экспериментальной группе 57,9% детей имеют низкий уровень восприятия лирических произведений, 42,1% – средний уровень, высокий и очень высокий уровень восприятия не выявлен ни в контрольной, ни в экспериментальной группе.
Данные показатели свидетельствуют о том, что в данной группе старших дошкольников при восприятии лирических произведений ни один ребенок не смог увидеть авторскую позицию, эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму, дети не умеют обобщать сюжет, размышлять над прочитанным, понимать связи событий, соотносить изменение своих чувств с конкретными событиями.
Для них характерно восприятие на констатирующем и чаще на фрагментарном уровне. То есть у детей в данной группе либо отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо.
Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
Либо дети способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей.
Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
История развития оценочной системы
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект – знания, умения, навыки и развит ...
Методика преподавания
математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для
развития мыслительной деятельности учащихся
Рассмотрим, как все вышесказанное реализуется в преподавании математики по учебно-методическому комплекту «Гармония» (автор Н.Б. Истомина). Первые 7 уроков в I классе проводятся по теме «Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация)». Система заданий, содержащихся в учебнике, в тетрадях с п ...
Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах М. Монтеня,
Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, В. да Фельтре
Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения – стала Италия. В XIV–XV вв. Италия представляла собой государство, в котором сосредоточилась политическая, экономическая, религиозная, культурная, образовательная жизнь. Широкие торговые и иные экономи ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.