Приняв за аксиому существование прочной взаимосвязи между запросами читателей и библиотечными услугами, необходимо отметить, что поскольку содержание запросов почти всегда различно, то и содержание услуг всегда имеет свою специфику и ресурсную базу их выполнения. В течении прошлых десятилетий технологию библиотечного обслуживания рассматривали без связи с результатом использования технологий- то есть без связи конкретными услугами.
В настоящее время технологический процесс обслуживания характеризуется как последовательность действий библиотекаря и коллектива библиотеки над предметом труда (запросом), направленных на предоставление читателю определенной услуги.
Различают технологические процессы, результатом которых являются услуги разных форм и технологические процессы предоставления услуг одной формы. Среди последних тоже встречаются различия. Например выполнение заявки по листку читательского требования или без него, то есть при приеме запроса в устной форме.
Технологические процессы состоят из определенных элементов- действий и технологических операций, процедур( комплексных операций),этапов.
Например, технологический процесс представления документа из подсобного фонда школьной библиотеки для работы в читальном зале имеет следующий вид:
- прием запроса в устной форме;
-подбор документа в фонде и передача его в читальный зал;
- выдача документов читателю;
-прием документа от читателя и организация его временного хранения;
-передача документа в фонд, расстановка документа в фонде.
Выдача документа на абонементе от выдачи в читальном зале отличается следующими операциями: слежение за сроком пользования документом, продление срока пользования, прием документа взамен испорченных и утерянных, запись новых читателей.
Специфичность технологических процессов при выполнении различных форм услуг не исключает наличие общих операций и процедур в разных технологических процессах. Независимо от того, какое мероприятие организуется, выставка или библиотечный вечер, в технологических процессах их выполнения обязательны такие элементы, как:
-определение групп читателей, для которых необходима услуга;
-планирование мероприятия;
-определение времени и места его провидения;
-разборка сценария и/ или тематико-экспозиционного плана;
-отбор документов;
-подготовка текста;
-оформление помещения;
-организация временных и/ или постоянных картотек.
Технологический процесс выполнения такой услуги, как выставка новых поступлений, строится следующим образом:
- выявление и фиксация пожеланий пользователей(запросов), свидетельствующих об их интересе к определенной теме;
- определение ответственного исполнителя за подготовку выставки;
-уточнение цели, аспекта темы, места и времени проведения выставки в соответствии с особенностями (потребностями; уровнем литературной подготовки и др.) пользователей, на которых ориентированна выставка;
-организация рекламы (например, объявление), работа с документами( просмотр библиографических пособий, в том числе, каталогов).
-обор документов согласно целевому и читательскому назначению выставки, заказ при необходимости документов по МБА, поиск в фонде, ознакомление с каждым документом. Отбор документов для экспонирования, фиксация отобранных документов (например, вторичных, в картотеке).
- сбор оформительных элементов, цитат;
-разработка тематико-экспозиционного плана выставки;
-размещение материала на витринах, стендах, столах и др.
-сбор отзывов о выставки, анкетирование;
-закрытие выставки, возврат документов на хранение или для выдачи читателям;
-анализ эффективности выставки.
Представленный подход к технологии библиотечного обслуживания позволяет строить алгоритмы выполнения каждой библиотечной услуги по принципу набора элементов, составляющих весь технологический цикл. Стандартизация отдельных процедур и операций существенно ускоряет
Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного
национального проекта «Образование»
Оценивая практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели о ...
Становление и эволюция коммуникативной методики обучения
Первые сведения об изучении иностранных языков относятся к достаточно отдаленным временам: в эпоху расцвета культуры в Сирии, древнем Египте, Греции Риме иностранные языки имели практическое и общеобразовательное значение в силу оживленных торговых и культурных связей между этими странами. Их роль ...
Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка
Место ознакомления детей с природой в «Программе воспитания в детском саду». В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.