Педагогика и образование » Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников » Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Страница 1

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоцио­нальная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстети­ческий мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес – наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я сделал плохо, когда был малень­ким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для боль­шинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не диф­ференцируют свои действия и действия других по степени значи­мости их влияний на природу. Допускаются неправильные сужде­ния при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья выраба­тывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представ­ление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия – от контроля за своим и чужим поведени­ем в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.

Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек – часть природы»; «Надо стремиться пре­вратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответствен­ности.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разно­образии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего форми­руются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каж­дого человека. Этим значение предмета не ограничива­ется. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компо­нентами неживой и живой природы, в объяснении влия­ния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с исполь­зованием природы и в соответствии с этим – воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подраста­ющего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспиты­вает и развивает детей.

Все формы работы с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких ка­честв, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в по­ведении отдельных учеников, недоброжелательность по от­ношению друг к другу, невыполнение норм поведения. За­дача учителя – вовремя заметить эти отрицательные чер­точки, а главное – предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие прие­мы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за вы­полняемую работу.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда
Цель формирующего этапа эксперимента – организация работы по воспитанию самостоятельности у дошкольников старшего возраста в процессе ручного труда. На основе результатов полученных нами на констатирующем этапе нашего исследования, мы отметили необходимость развития самостоятельности дошкольников. ...

Система оценивания в начальной школе
Наша начальная школа работает по безотметочной системе оценивания. Для оценивания используются: правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одн ...

Психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ в школьном образовании
Переход к ЕГЭ - начало принципиального изменения психологии и стратегии образовательного процесса. Он привел к слому целой системы привычных стереотипов, к существенным изменениям в отношениях: - между учеником и учителем - учитель уже не контролер знаний ученика, а помощник, сотворец знаний. Укреп ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0093