Педагогика и образование » Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников » Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Страница 2

Проблема соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть средство активизации по­знавательных процессов, направленных на осознанное, бо­лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы­явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото­рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего мышление.

После установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения растительности от степени освещения данной тер­ритории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и пони­жением температуры воздуха листья на деревьях и кустар­никах начинают изменять свою окраску, их черешки подсы­хают и отламываются при дуновении ветра. Так начинает­ся листопад – одно из примечательных осенних явлений в природе.

Итак, программа по природоведению пре­дусматривает выявление простейших связей и взаимосвя­зей, доступных пониманию учащихся. В процессе установ­ления связей создаются благоприятные условия для раз­вития логического мышления детей.

В дальнейшем изучение природы своего края распада­ется на формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются непосредственно: поверхность – по­лезные ископаемые, погода – водоемы, погода – почвы и растительность, растительность – животный мир. При изучении природных поясов нашей Родины учи­тель руководствуется связями и зависимостями между по­ложением пояса по отношению к экватору, высотой солнца, продолжительностью зимы и лета и вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом, установление связей между отдельными природными компонентами–важнейшее условие для фор­мирования осознанных научных знаний при изучении дан­ной темы.

Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за­ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб­щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб­щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятии к представлениям. Чувствен­ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова­ния понятий, суждений, умозаключений.

В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как извест­но, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.

Прежде всего руководители школ и работники отделов на­родного образования следят за соответствием темы урока программе, наличием плана и четко поставленных задач развивающего и воспитывающего характера обучения, за доведением задач урока до учащихся. Мобилизовать вни­мание учащихся на изучение материала, поставить задачи урока, наметить основные пути решения этих задач – важнейшее требование современного урока. На уроках приро­доведения задачи урока формулируются учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана, записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы. Это очень важный этап любо­го урока. Известно, что человек мыслит только в том слу­чае, если перед ним поставлена определенная задача. По­ставленные задачи определяют тип урока и в соответствии с ним – выбор методов и приемов, которые будут исполь­зованы в целях активизации познавательной деятельности детей для решения основных задач урока. Важнейшее зна­чение в развивающем и воспитывающем обучении придает­ся научности изучения учебного материала. Руководитель школы, методист определяет, на какой основе формируют­ся природоведческие представления, понятия, используют­ся ли наблюдения, опыты, практические работы, наглядные пособия, соблюдается ли последовательность рассмотрения того или иного явления или предмета, обращается ли вни­мание на плавность переходов от одного этапа к другому, на логичность изложения материала.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности нетрадиционных форм урока английского языка в начальной школе
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...

Характеристика коммуникации как социального феномена
Как справедливо отмечает М.Н.Ночевник, «невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне коммунткации с другими людьми». Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не ...

Научно-исследовательские фонды
Бельгийский национальный фонд научных исследований. Был создан в 1928 году по инициативе короля бельгийцев Альберта 1 для поддержки бельгийской науки. Начиная с 1947 года именно через этот фонд правительство страны осуществляло финансирование университетов, в которых сосредоточена основная часть бе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0221