Педагогика и образование » Развитие пространственных представлений на занятиях конструированием у старших дошкольников » Архитектурное проектирование – состояние и постановка проблемы

Архитектурное проектирование – состояние и постановка проблемы

Страница 3

Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

В раздел по ознакомлению и экспериментированию с различными художественными материалами входят:

Работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.

Работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.

Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).

Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Также, в практике работы с детьми используются элементы архитектурно-художественно дизайна. Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы), так и современного.

Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: кукольное, детское, взрослое. Поэтапно планирую работу детского дизайна в интерьере. Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер (ширмы-перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя и “гулливерами” и “хозяевами” своих пространств. Дети рисуют, вырезают, плетут, лепят и расписывают несложные элементы обстановки для напольных кукольно-игровых пространств (обои, занавески, скатерти, дорожки, коврики и т.д.), а также – несложные декорации к спектаклям и развлечениям.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: “Театр мод”, “Праздник шляп”, “О карнавал, карнавал!”, “Бал в сказочном королевстве”. Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

В подготовке к театральному фестивалю дети участвуют в создании театральных афиш, театральной тумбы, пригласительных билетов.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).

Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например: свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, потом в макетах, а затем на практике.

Обучение технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн-культуры осуществляется поэтапно:

демонстрация педагогом новой техники рисования (с новым материалом), мотивация ребенка на освоение нового способа;

самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;

апробирование способов рисования ребенком в самостоятельной деятельности;

использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.

Для успешной работы с детьми организуют: эстетически грамотную среду; художественно-декоративную деятельность детей.

Содержание работы планирую в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.

Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Направления в зарубежной педагогике
С начала ХХ в. в западном обществе нарастало недовольство существующей системой образования. Традиционная система образования с ее схоластикой, словесным обучением и оторванностью от общества уже не могла удовлетворять возникающие новые потребности. Обучение, направленное только лишь на передачу оп ...

Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов, проводимых по раз­ным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости де­тей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по ...

Сущность понятия «экологическое образование»
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяю ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0122