Перечисленные этапы деятельности педагога и обучаемого можно реализовать в различных формах обучения с выбором соответствующих методов обучения.
Подласый И.П. выделяет шесть классов закономерностей, от которых зависит продуктивность и эффективность обучения:
1. Гносеологические закономерности, т.е. зависимость познания от прошлого опыта.
2. Психологические закономерности, т.е. зависимость продуктивности обучения от организованности и стойкости внимания; от развития процессов памяти; от возрастных психических особенностей.
3. Социокультурные закономерности, согласно которым на эффективность обучения влияет социокультурная; культура общения педагога; общее состояние класса.
4. Информативные закономерности, реализующиеся педагогом, это наличие обратной связи; качество контроля, продолжительности и управления обучением.
5. Организационные закономерности, это зависимость обучения от качества организации педагогического труда и процесса обучения, что влияет на формирование методических навыков самообучения.
6. Педагогические закономерности обучения, т.е. закономерности содержания, качества, методов, управления и организации обучения.
Так же, по мнению Подласого И.П., должны реализовываться следующие принципы обучения:
1. Принцип осознанной активности. Данный принцип необходимо стараться реализовывать на всех занятиях, т.е. обеспечивать ясное понимание учеником целей, задач, планов обучения; формировать активное отношение ученика к процессу обучения, чтобы обучение превращалось в самообучение.
2. Принцип наглядности. Реализуя этот принцип необходимо использовать опыты, демонстрации, плакаты и т.п.
3. Принцип системности обучения. Его возможно реализовывать на повторительно-обобщающих уроках, при актуализации знаний перед изучением нового материала и т.п., возможность систематизировать знание о предмете в процессе подготовки к зачету или экзамену;
4. Принцип прочности обучения основан на объективных законах, выражающих методологию прочного усвоения знания. Согласно этому принципу необходимо проводить зачетные занятия, самостоятельные и проверочные работы, которые способствуют систематизации знаний, контролю прочности их усвоения. Так же необходимо следить за тем, что бы ученики осознавали материал, а не заучивали его не понимая.
5. Принцип доступности обучения. Необходимо учитывать психологию возрастных особенностей ученика, уровень подготовки ученика по смежным дисциплинам. Например, опираясь на знания учеников по математике, дают графическую зависимость величин, входящих в закон Ома.
6. Принцип научности обучения. Необходимо подчеркивать значимость научных знаний в практике жизнедеятельности людей, рассказывать о новейших исследованиях в области физики.
7. Принцип практичности обучения. Практика - основа и цель познания. Необходимо проводить лабораторные и практические занятия (сборка схем, изучение приборов, их ремонт).
Из всего многообразия методов и форм организации учебного процесса, возможно использование:
объяснительно-иллюстративного метода,
метода рассказа, беседы, лекции, дискуссии,
работы с книгой, демонстрации, иллюстрации, лабораторной, практического занятия,
метода познавательной игры, групповых и индивидуальных, школьных и внешкольных, урочных и внеурочных форм и т.п. занятия.
Рассматриваемое мною диалоговое общение при групповой форме обучение на уроках физики при изучении темы “Основы электродинамики” можно использовать на повторительно–обобщающих занятиях, т.е. на этих занятиях предусматривается деление класса на группы, давая им задания, а затем проведение беседу между группами. Это может вызывать спор между учениками, менее активные из которых, будут постепенно включаться в диалог.
Так же можно использовать диалоговое общение на этапах усвоения новых знаний. Выдавать новый материал в компактной форме и далее предложить самостоятельную работу с учебной информацией, дополнительным дидактическим материалом. При обсуждении материала учащиеся, по мере усвоения новой информации, будут включаться в диалог, отвечать на вопросы преподавателя и учеников и начнут сами задавать вопросы, при закреплении материала, при решении качественных задач.
Проблемные ситуации на уроках технологии
Наиболее важным моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Само по себе проблемное задание служит лишь базой, основой проблемности. Учащийся может, например, из опыта знать ответ на поставленный в задании вопрос, и в таком случае проблемная ситуация не возникнет. Или задан ...
Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем
обучения
В настоящее время при поступлении ребенка в школу главная задача обучения состоит не только в передаче определенного набора стандартных знаний, умений, навыков, но и в развитии личности в целом. Как мы уже выяснили, что наиболее важным компонентом формирующейся личности в школьный период является с ...
Духовность как нравственная основа личности
Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.