С середины 90-х г. в лаборатории когнитивных процессов (Институт психологии РАН) было начато лонгитюдное исследование, одной из задач которого было выяснение вопроса о вкладе генотипа и среды в развитие темперамента на разных возрастных этапах. Объектом исследования выступали монозиготные близнецы (генетическое сходство равно 1), дизиготные близнецы (генетическое сходство, как у сибсов, равно 0,5), и одиночно рожденные дети (Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева) (см. Хрестомат.8.1). Наблюдения проводились с такой частотой: на первом году жизни - в 3-4 месяца, 7-9 месяцев и в 12 месяцев, т.е. три раза, а затем - на втором году и далее один раз в полгода. Исследовалось 18 пар монозиготных близнецов - 9 пар мальчиков и 9 пар девочек, 22 пары дизиготных близнецов - 11 пар мальчиков, 11 пар девочек и 58 одиночно рожденных детей того же возраста.
Использовались: тест Ж. Баллеги "День ребенка" для родителей и тест Бейли для тестирования детей. Тест А. Баллеги оценивает темперамент ребенка. Типами темперамента являются:
трудный темперамент - большое внутреннее напряжение, низкий контроль;
стеничный - среднее напряжение, хороший контроль, положительные и отрицательные реакции на окружающих;
легкий - сбалансированное напряжение, умеренный контроль;
пассивный темперамент - низкое напряжение, слабый контроль.
Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:
чрезмерно стимулирующая семья - интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;
любящая семья - тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;
пассивная семья - родители не особенно интересуются детьми;
строгая семья - мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.
Тест Бейли включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития.
Было показано, что у монозиготных близнецов чаще выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный). У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных - легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей - темперамент либо легкий, либо стеничный.
Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).
Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:
в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;
во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных - среднего, а у одиночно рожденных детей - высокого напряжения;
третий фактор - это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;
четвертый - у монозиготных близнецов - шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор интерпретируется слабо.
В исследованиях было показано, что темперамент не обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.
По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 месяца) возрастах.
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как сово ...
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учрежде ...
Основные подходы к вопросу о логопедической работе при
специфических нарушениях письма
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание: а) связи между развитием устной и письменной речи; б) необходимости теснейшей связи в работе школьного учителя (или во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.