Педагогика и образование » Темперамент у детей дошкольного возраста 3-5 лет » Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Страница 11

С середины 90-х г. в лаборатории когнитивных процессов (Институт психологии РАН) было начато лонгитюдное исследование, одной из задач которого было выяснение вопроса о вкладе генотипа и среды в развитие темперамента на разных возрастных этапах. Объектом исследования выступали монозиготные близнецы (генетическое сходство равно 1), дизиготные близнецы (генетическое сходство, как у сибсов, равно 0,5), и одиночно рожденные дети (Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева) (см. Хрестомат.8.1). Наблюдения проводились с такой частотой: на первом году жизни - в 3-4 месяца, 7-9 месяцев и в 12 месяцев, т.е. три раза, а затем - на втором году и далее один раз в полгода. Исследовалось 18 пар монозиготных близнецов - 9 пар мальчиков и 9 пар девочек, 22 пары дизиготных близнецов - 11 пар мальчиков, 11 пар девочек и 58 одиночно рожденных детей того же возраста.

Использовались: тест Ж. Баллеги "День ребенка" для родителей и тест Бейли для тестирования детей. Тест А. Баллеги оценивает темперамент ребенка. Типами темперамента являются:

трудный темперамент - большое внутреннее напряжение, низкий контроль;

стеничный - среднее напряжение, хороший контроль, положительные и отрицательные реакции на окружающих;

легкий - сбалансированное напряжение, умеренный контроль;

пассивный темперамент - низкое напряжение, слабый контроль.

Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:

чрезмерно стимулирующая семья - интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;

любящая семья - тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;

пассивная семья - родители не особенно интересуются детьми;

строгая семья - мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.

Тест Бейли включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития.

Было показано, что у монозиготных близнецов чаще выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный). У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных - легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей - темперамент либо легкий, либо стеничный.

Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).

Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:

в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;

во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных - среднего, а у одиночно рожденных детей - высокого напряжения;

третий фактор - это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;

четвертый - у монозиготных близнецов - шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор интерпретируется слабо.

В исследованиях было показано, что темперамент не обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.

По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 месяца) возрастах.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как сово ...

Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учрежде ...

Основные подходы к вопросу о логопедической работе при специфических нарушениях письма
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание: а) связи между развитием устной и письменной речи; б) необходимости теснейшей связи в работе школьного учителя (или во ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0413