С середины 90-х г. в лаборатории когнитивных процессов (Институт психологии РАН) было начато лонгитюдное исследование, одной из задач которого было выяснение вопроса о вкладе генотипа и среды в развитие темперамента на разных возрастных этапах. Объектом исследования выступали монозиготные близнецы (генетическое сходство равно 1), дизиготные близнецы (генетическое сходство, как у сибсов, равно 0,5), и одиночно рожденные дети (Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева) (см. Хрестомат.8.1). Наблюдения проводились с такой частотой: на первом году жизни - в 3-4 месяца, 7-9 месяцев и в 12 месяцев, т.е. три раза, а затем - на втором году и далее один раз в полгода. Исследовалось 18 пар монозиготных близнецов - 9 пар мальчиков и 9 пар девочек, 22 пары дизиготных близнецов - 11 пар мальчиков, 11 пар девочек и 58 одиночно рожденных детей того же возраста.
Использовались: тест Ж. Баллеги "День ребенка" для родителей и тест Бейли для тестирования детей. Тест А. Баллеги оценивает темперамент ребенка. Типами темперамента являются:
трудный темперамент - большое внутреннее напряжение, низкий контроль;
стеничный - среднее напряжение, хороший контроль, положительные и отрицательные реакции на окружающих;
легкий - сбалансированное напряжение, умеренный контроль;
пассивный темперамент - низкое напряжение, слабый контроль.
Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:
чрезмерно стимулирующая семья - интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;
любящая семья - тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;
пассивная семья - родители не особенно интересуются детьми;
строгая семья - мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.
Тест Бейли включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития.
Было показано, что у монозиготных близнецов чаще выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный). У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных - легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей - темперамент либо легкий, либо стеничный.
Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).
Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:
в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;
во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных - среднего, а у одиночно рожденных детей - высокого напряжения;
третий фактор - это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;
четвертый - у монозиготных близнецов - шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор интерпретируется слабо.
В исследованиях было показано, что темперамент не обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.
По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 месяца) возрастах.
Педагогическая Работа с дошкольниками на примере
исследования живого уголка
С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один из уроков. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто с родителями был в, настоящем зоопарке и кого там виде ...
Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с
детьми
Современный детский театр имеет одну важную особенность, которая не свойственна театру для взрослых. Эта особенность — широкое использование игры. В большей степени она присуща детскому любительскому театру, нежели профессиональному театру для детей. Дело, видимо, в том, что режиссеры и драматурги ...
Формирование словоизменения имен существительных в нормальном онтогенезе
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах формирования словоизменения существительных у детей. Возрастные границы становления системы словообразования и формирования слово ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.