активность как целенаправленная деятельность;
ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
В.С. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности. Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе 1) оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей,
2) определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами,
3) учета разной степени побуждения к действию. Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.
Другое направление связано с поиском признаков наследуемости темперамента. В одной из лабораторий Психологического института РАО - в лаборатории психогенетики индивидуальности (рук. И.В. Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту.
Вариантами близнецового метода являются:
1) метод контрастных групп позволяет сравнивать моно - и дизиготных близнецов по критерию внутрипарного сходства;
2) метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля, контроля по партнеру), когда одного близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальная группа), с другого - нет (контрольная группа);
3) метод разлученных близнецов, который является критическим экспериментом для проблемы "генотип - среда", поскольку позволяет обнаружить различия, детерминированные средой;
4) метод близнецовой пары - используется для углубленного изучения психологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. И.В. Равич-Щербо отмечает, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочных суждений о том, что пренатальная среда одинакова для обоих близнецов и что такой же равной по воздействию является их внутрисемейная среда.
В лаборатории психофизиологических способностей того же института (рук. Э.А. Голубева) исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Голубева считает, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ею выделены следующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.
Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом - инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерминантой этих типов активности является доминантность полушарий.
Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью, развитием невербальных когнитивных функций, активированностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это - сангвиники, холерики). Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это - меланхолики, флегматики).
Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...
Занятия по рисованию
Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности во-первых обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография рисование пальцами оттиск со стекла рисование губкой рисование по мокрому набрызг с помощью т ...
Разработка программных средств для изучения темы MS Office
Разработка заданий для MS Word. В данной главе приведены примеры практических заданий, которые можно использовать при изучении дополнительных возможностей текстового процессора Word. Задания разработаны как дополнение к существующим методикам обучения и призваны пополнить базу данных для учителей и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.