Педагогика и образование » Темперамент у детей дошкольного возраста 3-5 лет » Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии

Страница 10

адаптивность - легкость привыкания к новым условиям;

порог реактивности - уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);

настроение - соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;

отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);

интенсивность реакций - энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;

объем внимания - насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.

Анализируя отдельные клинические случаи, А. Томас и С. Чесс пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего было выделено три синдрома свойств:

Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.

Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.

Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Людям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Свойства и три синдрома свойств оказались онтогенетически стабильными. Из этого положения можно было бы сделать вывод о хронической неадаптивности ребенка с трудным темпераментом. Однако это не совсем так. Оказалось, что если родители учитывают индивидуальные особенности своего "трудного" ребенка, специально готовят его к сложным ситуациям, им удается помочь ему справиться с проблемами и избежать неудач. В 15-летнем лонгитюдном исследовании Торгерсена было показано, что сходство у монозиготных близнецов всегда больше, чем у дизиготных близнецов, и с возрастом оно уменьшается. Существенные различия между монозиготными и дизиготными близнецами наблюдаются по таким показаниям, как активность, адаптивность (разница к 6 годам уменьшается, а потом к 15 - опять увеличивается), интенсивность.

Влияние генотипа на темперамент было обнаружено и в другом исследовании (в Луизвильском лонгитюде), где оно отчетливо прослеживалось на 600 парах близнецов, начиная с младенчества и дошкольного возраста, причем выраженность генетического вклада практически не зависела от метода диагностики. Как и во многих других работах, было выявлено, что по темпераментальным свойствам монозиготные близнецы более схожи между собой, чем дизиготные близнецы.

Биологическая основа темперамента отмечается практически во всех концепциях, однако влияние средовых факторов на формирование и проявление темпераментальных характеристик также считается немаловажным (Р. Пломин, М. Ротбарт, Я. Стреляу, А. Томас и С. Чесс). Интересно, что воздействие внутрисемейной среды может и ослаблять, и усиливать различия между детьми по индивидным и личностным свойствам. Источниками различий влияния среды на детей, проживающих в одних условиях, являются не одинаковые отношения к ним взрослых, в первую очередь родителей. Согласно Ж. Баллеги, существует связь между характером детей и типом семейного воспитания: трудные дети чаще встречаются в строгих и чрезмерно стимулирующих семьях; легкие дети - в любящих семьях, пассивные - в недостаточно стимулирующих.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Влияние установок учителя на мотивацию
Задумайтесь над такой «мелочью»: как вы задаёте вопросы? Какие? Сколько времени даёте для ответа? Как ведёте себя во время ответа? Ведь это сущностные поведенческие характеристики учителя. Так, например, учащимся, от которых вы ждёте успехов, вы задаёте больше вопросов, дольше общаетесь с ними, даё ...

Источники инновации в ДОУ
Источниками инновационной работы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения и целеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем. В целеполагании: несбалансированность целей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторских программах, у п ...

Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2438