Педагогика и образование » Установление дисциплинарных норм и правил в детском колективе » Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста

Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста

Страница 6

Данное исследование носило экспериментальный характер и включало в себя следующие цели и задачи:

- изучение особенностей поведения детей, знание и соблюдение ими правил общественного и индивидуального порядка, знание ими правил личной гигиены.

- проверка эффективности жетонной системы.

- выявление наиболее эффективных методов и приемов, способствующих формированию навыков общественного и индивидуального порядка и культуры поведения.

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы. В частности были использованы следующие методы и приемы:

Наблюдение. В данном случае использовалось открытое включенное наблюдение: дети знали, что за ними наблюдают и оценивают, исследователь был непосредственным участником группового взаимодействия.

Беседа. С детьми и их родителями был проведен круглый стол, на котором решались вопросы, касающиеся правил поведения и социальных норм. Также были проведены беседы с воспитателями детского сада и учителями школы.

Эксперимент. Основным методом исследования в нашей работе стал эксперимент, целью которого было доказать или опровергнуть гипотезу об эффективности метода жетонной системы.

Экспериментальная группа, она же выборка, была немногочисленной. Исследование проводилось с подгруппой детей - сибсами: 1. Виктором В. в возрасте 7,5 лет. 2. Тимуром В. в возрасте 3,5 года.

Эксперимент проводился в 4 этапа, и имел следующие показатели и результаты.

Первый этап исследования был представлен констатирующим экспериментом, целью которого было изучить особенности поведения детей, знание и соблюдение ими правил общественного и индивидуального порядка, знание ими правил личной гигиены. Помимо вышеперечисленного, одной из задач этапа было выявление необходимого количества напоминаний для выполнения этих правил. В течение 1 недели, ежедневно, кроме субботы и воскресения, экспериментатор наблюдал за детьми: дома, во дворе и общественных местах – далее полученные данные заносились в специальный оценочный бланк.

В результате исследования удалось выяснить следующее:

1) Дети самостоятельно не соблюдают правила поведения, гигиены и порядка.

2 ) Для соблюдения детьми правил поведения, гигиены и порядка требуется 3 и более напоминаний.

3) Некоторые правила не выполняются.

Второй этап был представлен круглым столом, в котором приняли участие дети, родители и домашний воспитатель, он же экспериментатор. Ребятам были заданы различные вопросы на тему гигиены, поведения и порядка, оговаривались желательные формы поведения. На круглом столе была введена бальная система поощрения, за нарушения правил вводились специальные санкции. В дальнейшем, дети имели право менять полученные баллы на бонусы: подарки и мероприятия.

На третьем этапе ребята, в течении 2-х недель, собирали, копили и обменивали свои баллы на бонусы. Помимо этого, в квартире были развешаны напоминания - картинки с иллюстрациями правил и норм. Картинки наклеивались на стенах в детской, кухне, ванной комнате и прихожей. Приходя домой, дети всегда видели, то, что от них ожидали взрослые.

Поведение детей также оценивалось в школе и детском саду. Воспитатели и педагоги (по предварительной договоренности с ними) оценивали поведение детей и фиксировали это в специальных тетрадях, кроме того, они имели возможность оставлять там свои примечания и сообщения для родителей. Школьные оценки также имели балловую стоимость, что являлось дополнительным стимулом для выполнения детьми оговоренных правил и норм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Доклад Комитета Диринга: общий взгляд на высшую школу в настоящем и будущем
Весьма важное место в докладе занимает определение желательного для высшей школы состояния в будущем, поскольку именно к реализации этого направлены все рекомендации, которые в нём формулируются. Этому вопросу посвящена первая глава доклада под названием “Взгляд на двадцать лет вперёд: общество, ко ...

Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок – дошкольник учится ...

Особенности восприятия поэзии и понимания её детьми старшего дошкольного возраста
Художественный образ восприятия произведений литературы имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0141