Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое понимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч. Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе.
Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э. Геккелем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение.
Наше российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в.
Ещё В.А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство учащихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания».
В 1786 году Зуев В.Ф. напечатал первый учебник по естествознанию под названием «Начертание естественной истории…». В.Ф.Зуев предполагал изучение природы осуществлять активно, путем живого собеседования или «рассуждения» учителя с учеником. Для достижения сознательного усвоения рекомендовал вести обучение на основе наглядности и предметности.
Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А.Н. Бекетов и К.А. Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX - начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали. Менялась и сущность экологического образования в начальной школе.
Проблема экологического образования младших школьников стояла перед педагогами еще на рубеже 19 – 20 столетий. Уже в это время возникла идея создания интегрированного курса по ознакомлению младших школьников с природным окружением. Эти разработки связаны с именами А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, А.П. Павлова: они настаивали на введении в начальную школу неразделенного курса об окружающем неорганическом и органическом мире.
Их разработки нашли свое отражение в процессе экологического образования на современном этапе, так как сейчас особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа. Именно в начальной школе целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Не возможно говорить о становлении экологической культуры и процессе экологического образования младших школьников, не рассмотрев сущность самого понятия «экологическое образование».
В настоящее время существует множество определений понятия «экологическое образование». Рассмотрим некоторые из них. Известный психолог Миркин Б.М. определяет экологическое образование как систему обучения экологии, направленную на усвоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, формирование экологического мышления, мировоззрения, базирующегося на принципе индивидуальной экологической ответственности.
Педагог-новатор Шаталов В.Ф
Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работы учителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали авторитарно-императивную педагогику. И в противовес ...
Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных
понятий
Испытуемые 9 класса в количестве 15 человек успешно справились с тестирование. Из полученных результатов (см. приложение 2) можно сделать следующие выводы: сравнительный график Рекомендации: Учителям, работающим в классе необходимо помнить, что основная часть аудитории класса запоминает материал пр ...
Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными
жанрами сочинений во 2-4 классах
Подготовительным этапом над сочинением является работа над связностью текста. Она проводится как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Например, использовали такие группы упражнений: 1 .Из двух предложений выбрать то, порядок слов которого поможет связать это предложение с первым и трет ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.