Педагогика и образование » Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного с нарушением интеллекта » Методы оценки нарушений формирования знаний об окружающем мире

Методы оценки нарушений формирования знаний об окружающем мире

Учет отличий интеллектуального развития детей обязателен для индивидуализации коррекционно-развивающей работы и повышения ее эффективности.

Для диагностики можно использовать диагностико-коррекционную методику, разработанную А.Н. Косымовой.

Диагностическим заданием является предложение сконструировать картину «Мир» из набора готовых объектов, вырезанных их бумаги, прикрепляя их к листу формата А3. Здесь можно предложить изображения людей, животных, ландшафта, транспорта. Ребенку также необходимо предложить дорисовать то, что он считает необходимым.

После этого, можно из всего разнообразия сконструированных картин обнаружить типические признаки, позволяющие выделить основные варианты, которые проявляются объединением элементов в смысловые «зоны» (например, «лес», «двор», «городская улица» и т. п.), появлением линии горизонта.

Можно сказать, что при низком уровне познавательной деятельности картины будут представлять собой набор не связанных по смыслу объектов или единичных сочетаний. Изображения будут располагаться случайным образом, часто ошибочно (наклон, поворот, или построение в цепочку). Могут также наблюдается персеверативные тенденции – прикрепление нескольких одинаковых элементов подряд (иногда всех имеющихся в наборе). Недостатки планирования могут проявляться в том, что количество объектов, использованных при конструировании, может быть резко уменьшено, и может быть до 2/3 листа остаться незаполненным, или неоправданно увеличено (на листе может не остаться свободного места, линия горизонта будет отсутствовать). У детей, сконструировавших первый тип картины представления об окружающем мире бедны, неструктурированны и недостаточно адекватны.

Конструирование второго варианта картины, незначительно лучшего, определяется несколько более высоким уровнем Познавательной деятельности. Этот вариант отражает недостаточную структурированность имеющихся представлений об окружающем мире. Ребенок выбирает элементы не потому, что имеет предварительный замысел и старается последовательно его реализовать, а потому, что они были для него эмоционально привлекательны либо хорошо знакомы. Иногда он может просто имитировать деятельность. Смысловые объединения элементов также редки. Их сочетания не соответствуют реальности. Количество ошибок в расположении изображений также значительны.

Таким образом, можно констатировать, что если ребенок сконструировал картину первого и второго варианта, то у него будут наименее сформированы операциональный и регулятивный компоненты познавательной деятельности. Недостаточность мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, приводит к тому, что ребенок игнорирует смысловые взаимосвязи между объектами окружающего мира. Это найдет отражение в неадекватных сочетаниях элементов.

В картинах, относимых к третьему варианту, отдельные элементы связываются между собой и оставляют «зону», но, наряду с этим будут присутствовать и изображения, не несущие смысловую нагрузку. Этот вариант решения задачи, будет свидетельствовать о том, что уровень познавательной деятельности не достиг условно-нормативного для младшего школьника, что также говорит о том, что отстает в развитии ее регулятивный компонент. Дети с отставанием в интеллектуальном развитии, сумевшие сконструировать этот вариант картины, отличаются лучшими представлениями об окружающем мире.

Четвертый вариант картины будет представлять собой структурированное отображение окружающего мира. Все выбранные элементы будут объединены в смысловые «зоны». Преимущественно такие работы будут у нормально развивающихся школьников, в отдельных случаях у детей с ЗПР.

Проведение данного метода оценки позволит выявить отличие того, что у детей с нарушениями интеллектуального развития представления об окружающем (и возможности их образной репрезентации) в большинстве случаев недостаточны.

Таким образом, можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной коорекционно-развивающей работе психолога. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего.

Еще по теме:

Понятие «сказкотерапия»
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Основные задачи сказкотерапии: р ...

Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении осн ...

Воспитание и самовоспитание
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил»(Г. Сент-Джон). Воспитание как говорилось вы ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0116