В настоящее время жизнь меняется настолько быстро, что человек не всегда оказывается способным отследить происходящие в ней изменения, естественно и легко приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Изменения в общественной и социально-экономической жизни последнего десятилетия остро ставят задачу совершенствования системы коррекционного образования, где основное внимание должно быть уделено поиску путей и способов повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и с детьми с умственной недостаточностью.
Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются дети с отклонениями в развитии. Среди них значительный процент составляют дети с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. В зависимости от сроков и тяжести этого поражения проявляется и различная степень умственной отсталости. Поэтому категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную группу с разным темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий.
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Это определило актуальность темы, взятой для исследования.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
Объект исследования: психологический механизм совершенствования представлений об окружающем мире детей.
Предмет исследования: диагностика и коррекция представлений об окружающем мире при нарушениях интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
1. Провести теоретический анализ особенностей формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
2. Рассмотреть особенности нарушений формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Осветить методику для улучшения представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития и изучить ее коррекционно-развивающий потенциал.
При анализе литературы по теме были использованы такие источники, как монографии отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, статьи из периодических изданий посвященные теоретическим и практическим вопросам темы.
Логика исследования отражена в структуре работы: во «Введении» дается обоснование актуальности темы, причины проявления интереса к ней. Определены цель и задачи нашей работы.
Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на д ...
Основные правила использования проблемных ситуаций
на занятиях по труду в средней школе
Существуют различные способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к выявлению несоответствий между изучаемыми предметами, явлениями; использование затруднений практического характера, для преодоления которых необходимы новые знания и трудовые умения; создание ситуаций выбора фактов, пр ...
Особенности проектно-исследовательской деятельности
в дошкольных учреждениях
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследова ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.