Педагогика и образование » Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного с нарушением интеллекта » Основные приемы коррекции знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта

Основные приемы коррекции знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта

Индивидуальная тактика коррекционной работы будет зависеть от варианта картины, сконструированной на диагностическом этапе, уровня сформированности познавательной деятельности.

С детьми, сконструировавшими на диагностическом этапе картины, отнесенные к перовому и второму вариантам, прежде всего, необходимо проводить работу по формированию собственно представлений, улучшению их точности, полноты, адекватности. Для этой цели можно использовать приемы, направленные на развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения. Например, если конструировался «город», выяснить какой транспорт надо выбрать для городских улиц, какие дома бывают в городе, чем отличается троллейбус от автобуса и т. п.

Если картина изначально относиться к третьему варианту, основное внимание необходимо уделять установлению взаимосвязей между объектами и совершенствованию их понимания. Необходимо постоянно побуждать ребенка рассказывать, что происходит у него на картине. Можно обводить картины, которые можно связать друг с другом. Предупреждать ошибки в их расположении. Также необходимо придавать большое значение предварительному самостоятельному речевому планированию и соблюдению этого плана.

Основным эффектом коррекционно-развивающей работы можно считать повышение активности детей и формирование у них предпосылок для повышения уровня познавательной деятельности.

Проведенное исследование показало, что с помощью описанных приемов коррекционной работы можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об окружающем, предупредить механическое запоминание материала. Предпосылками успешности коррекции, на наш взгляд, выступает несколько моментов. Во-первых, конструирование осуществляется в совместной деятельности со взрослым. Во-вторых, оно является практической деятельностью, которая более адекватна возможностям ребенка с нарушениями интеллектуального развития. В-третьих, учитываются индивидуальные особенности познавательной деятельности ребенка, что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Поэтому нам кажется, что прием «искусственного структурирования», предложенный Косымовой А.Н. в конструктивной деятельности вполне может применяться как средство для улучшения качества представлений об окружающем мире.

Таким образом, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений – одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый – расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй – использовать при формировании представлений информационные технологии.

Психологическая коррекция недостатков познавательной деятельности детей – одна из основных профессиональных задач психолога специального образования. Но зачастую психолог вспомогательной школы подбирает материал для занятий, руководствуясь разработками для общеобразовательных учреждений. При этом в неполной мере учитывая закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития.

Можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной корекционно-развивающей работе психолога. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего.

Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования познавательной деятельности. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений. Затем такое осознание возникает. Это связывается с усложнением (дифференциацией) репрезентативных когнитивных структур.

Еще по теме:

Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы
Остановимся более подробно на процессе постановки голоса, которая происходит через формирование комплекса основных вокальных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения (собственно пения), совокупность которых профессионально оснащает певца в его ...

Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические условия во всех группах были аналогичными. Целью констатирующего эксперимента было диагностика развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разн ...

Формирование мотивации учащихся
Анализ различных материалов показывает, что познавательная потребность, начинаясь еще в младенчестве, продолжает свое развитие сквозь годы зрелости к полному становлению. У совсем маленьких детей наиболее ярко выражена ее самая непосредственная форма – потребность во впечатлениях. Любознательность ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0121