Педагогика и образование » Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного с нарушением интеллекта » Основные приемы коррекции знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта

Основные приемы коррекции знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта

Индивидуальная тактика коррекционной работы будет зависеть от варианта картины, сконструированной на диагностическом этапе, уровня сформированности познавательной деятельности.

С детьми, сконструировавшими на диагностическом этапе картины, отнесенные к перовому и второму вариантам, прежде всего, необходимо проводить работу по формированию собственно представлений, улучшению их точности, полноты, адекватности. Для этой цели можно использовать приемы, направленные на развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения. Например, если конструировался «город», выяснить какой транспорт надо выбрать для городских улиц, какие дома бывают в городе, чем отличается троллейбус от автобуса и т. п.

Если картина изначально относиться к третьему варианту, основное внимание необходимо уделять установлению взаимосвязей между объектами и совершенствованию их понимания. Необходимо постоянно побуждать ребенка рассказывать, что происходит у него на картине. Можно обводить картины, которые можно связать друг с другом. Предупреждать ошибки в их расположении. Также необходимо придавать большое значение предварительному самостоятельному речевому планированию и соблюдению этого плана.

Основным эффектом коррекционно-развивающей работы можно считать повышение активности детей и формирование у них предпосылок для повышения уровня познавательной деятельности.

Проведенное исследование показало, что с помощью описанных приемов коррекционной работы можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об окружающем, предупредить механическое запоминание материала. Предпосылками успешности коррекции, на наш взгляд, выступает несколько моментов. Во-первых, конструирование осуществляется в совместной деятельности со взрослым. Во-вторых, оно является практической деятельностью, которая более адекватна возможностям ребенка с нарушениями интеллектуального развития. В-третьих, учитываются индивидуальные особенности познавательной деятельности ребенка, что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Поэтому нам кажется, что прием «искусственного структурирования», предложенный Косымовой А.Н. в конструктивной деятельности вполне может применяться как средство для улучшения качества представлений об окружающем мире.

Таким образом, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений – одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый – расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй – использовать при формировании представлений информационные технологии.

Психологическая коррекция недостатков познавательной деятельности детей – одна из основных профессиональных задач психолога специального образования. Но зачастую психолог вспомогательной школы подбирает материал для занятий, руководствуясь разработками для общеобразовательных учреждений. При этом в неполной мере учитывая закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития.

Можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной корекционно-развивающей работе психолога. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего.

Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования познавательной деятельности. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений. Затем такое осознание возникает. Это связывается с усложнением (дифференциацией) репрезентативных когнитивных структур.

Еще по теме:

Особенности знакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы
В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых — родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлен ...

Сущность и понятие профессионального самоопределения школьников
В философии «самоопределение» определяется как понятие этики и рассматривается как «деятельное отношение к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту эстетических ценностей от того, что им угрожает». Методологические основы психологического подхода к пробле ...

Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ: - кадровое, информационное обеспечение; - материально-техническая база, ресурсы; - управляющая система. Пространство развития родителей: - включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности); - преемственность и единство требований ДОУ и семьи; - взаимоотношение родителе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0168