В данной главе рассматривается технология организации обучения информатике учащихся с помощью игр, основные игровые элементы, применяемые на уроках информатике. Приводятся фрагменты урока с использованием игровых элементов. Проводится опытно–экспериментальная работа по использованию игр в обучение информатике и ее интерпретация.
В параграфе рассматриваются этапы организации уроков с использованием игр, игровые элементы, используемые на уроках информатике.
Одним из видов организации игр являются игровые элементы. Их можно использовать на различных этапах урока (на этапе изучения нового материала, на этапе первичного закрепления). Игровые элементы можно применять не только в уроках–играх, но и как отдельные игры.
В проведение занятий на основе игровых элементов важно знать и учитывать технологию организации таких занятий, которая состоит из следующих этапов:
выбор игры;
предложение детям игры;
приглашение детей в игру;
разбивка на команды (группы), распределение ролей между участниками;
развитие игровой ситуации;
подведение итогов игры.
Очень важным моментом является выбор игры, который зависит от того какова личность ребенка, каковы его потребности, какие воспитательные задачи необходимо решить, применяя игровые методик.
Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное я.
Чаще на уроках проводятся коллективные игры, здесь необходимо учитывать знать состав играющих, особенности их возраста, их интеллектуальное развитие, интересы, уровни их общения и т.п. При выборе игры также важно учитывать время ее проведения, природно–климатические условия, наличие игровых атрибутов. Используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны. В игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.
Цель и результат игры может выражаться в виде всевозможных предметов и изделий, таких как модели, игрушки, поделки, макеты, рисунки, куклы, конструкторы и многие другие, и в виде новых знаний и т.п.
В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего–то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Цель первого уровня – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
После выбора игры следующим важным этапом является предложение игры учащимся. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели учителя и желания ребенка. Предложить игру можно с помощью устных объявлений, игровых афиш, игровых радиообъявлений. Интерес к игре можно вызвать с помощью игрушек, предметов для игры.
В этап предложения игры входит объяснение ее правил, техники действий. Игру следует объяснять кратко и только перед ее началом, это делается для того, чтобы учащиеся не забыли объяснение. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров, оговариваются условия победы и т.д. Но не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников и болельщиков.
Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей
младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...
Анализ педагогических технологий положенных в основу авторской технологии
развития
Понятие “технология обучения” на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их ...
Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального
общего образования
На смену примерным программам начального общего образования внедрили новую систему образования – ФГОС второго поколения . Новые требования как основа познавательной деятельности учащихся не только улучшили, но и усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литера ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.