Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в XXI веке, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать барьером для возникновения девиантных форм поведения – это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере обеспечения социальной адаптации учащихся. В последнее время проблемы предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации несовершеннолетних начали рассматриваться как взаимосвязанные между собой. Социальное здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2015 года.
Проблема социальной адаптации человека в связи с разработкой концепции образа жизни выдвигается в настоящее время в специфическом аспекте: считается, что в связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям. Отмечается, в частности, следующее: «Возрастающие темпы и масштабы преобразования окружающей среды… выдвигают на одно из первых мест в мировой науке проблему адаптации человека к изменяющейся среде. Научно-технический прогресс систематически повышает требования к» адаптационым» (соматическим и психическим) ресурсам человека».
Как показывает практика, любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка, но при правильной его организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае – может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал «на счет раз», постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания. А всему виною – адаптационный период.
Еще сложнее младшим подросткам, обучавшимся в начальной школе по месту жительства, а затем подвозимым на учебу в новое образовательное учреждение. В связи с тем, что они поступают в новую школу, у них появляются и новые учителя, и новые одноклассники, предъявляются новые требования.
Необходимость разработки данной проблемы обусловливается сегодня особенностями организации обучения и воспитания детей вынужденных обучаться не по месту проживания.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, ключевые вопросы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников находящихся на подвозе в период адаптации к обучению остаются в тени. Несомненно, сам факт того что дети приезжают в школу ежедневно из других деревень и сел, сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Поэтому данная проблема требует дальнейшего изучения.
В литературе фактически отсутствуют данные об успешности и сроках социальной адаптации таких учащихся, имеется незначительное число работ, где рассматривается методология процесса социальной адаптации подвозимых детей.
Описанные выше дефициты и послужили основанием начала исследовательской разработки на тему: «Обеспечение процесса адаптации учащихся 5 класса, находящихся на подвозе, в процессе внеклассной работы по ОБЖ».
Цель исследования: выделить, реализовать и проверить эффективность педагогических условий, позволяющих оптимизировать процесс социальной адаптации подвозимых пятиклассников.
Задачи:
1. Проанализировать и уточнить понятие «социальная адаптация»;
2. Выделить особенности социальной адаптации младших подростков, находящихся на подвозе.
3. Выделить и реализовать педагогические условия, оптимизирующие процесс социальной адаптации младших подростков, находящихся на подвозе;
4. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень социальной адаптации младших подростков.
5. Оценить эффективность реализованных условий.
6. Разработать рекомендации по оптимизации процесса социальной адаптации подвозимых детей.
Объект исследования: процесс внеклассной работы по ОБЖ, направленный на оптимизацию социальной адаптации воспитанников, находящихся на ежедневном подвозе в МОУ Саянская СОШ.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие социальную адаптацию воспитанников, находящихся на подвозе в МОУ Саянская СОШ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
: изучение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение.
Гипотеза:
мы предполагаем, что оптимизировать процесс социальной адаптации можно посредством реализации на внеклассных занятиях по ОБЖ системы педагогических условий:
· обеспечение снижения уровня ситуативной школьной тревожности;
· оказание помощи в становлении коммуникации с одноклассниками;
· обеспечение успешности реализации творческого потенциала социально-активных подростков, находящихся на подвозе.
Практическая значимость исследования
состоит в разработке рекомендаций по оптимизации процесса адаптации для учащихся 5-х классов, находящихся на подвозе, которые могут быть использованы в условиях любой общеобразовательной школы, осуществляющей подвоз.
Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Саянская средняя общеобразовательная школа, Красноярского края, Краснотуранского района. Исследованием были охвачены 12 учащихся 5-го класса.
Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности,
самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...
Маркетинг образовательных услуг
Образование — новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета — вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования. Маркетинг – вид человеческой деятельно ...
Место использования информационных технологий на уроках
иностранного языка
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет: повышать и стимулировать интерес учащихся; активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала; индивидуализировать обучение; повысить скорость изложения и усвоения информации; вести ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.