С целью реализации первого этапа – диагностическое изучение осуществлялось по разработанным компонентам и показателям. Основными методами диагностики выступали анкеты и опросники.
Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников использовалась методика С.В. Левченко «Чувства в школе».
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников находящихся на подвозе и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса. (Таблица 1.)
Если на фоне одного – двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.
Таблица1. Чувства в школе
Я испытываю в школе |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||||||
1. Спокойствие |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
2. Усталость |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
3. Скуку |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
4. Радость |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
5. Уверенность в себе |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
6. Беспокойство |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. Неудовлетворенность собой |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8. Раздражение |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
9. Сомнение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
10. Обиду |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11. Чувство унижения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
12. Страх |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
13. Тревогу за будущее |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
14. Благодарность |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
15. Симпатию к учителям |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
16. Желание приходить сюда |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Определение нетрадиционных педагогических
технологий и их виды
Для того, чтобы раскрыть понятие нетрадиционной педагогической технологии, обратимся к термину «педагогическая технология». Существует множество определений этого термина различными авторами. Приведем один из них. «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить ...
Детская художественная литература как средство нравственного воспитания
ребенка
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлени ...
Обучение математике в старшей группе детского сада
«Программой воспитания в детском саду» в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, пр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.