С целью реализации первого этапа – диагностическое изучение осуществлялось по разработанным компонентам и показателям. Основными методами диагностики выступали анкеты и опросники.
Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников использовалась методика С.В. Левченко «Чувства в школе».
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников находящихся на подвозе и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса. (Таблица 1.)
Если на фоне одного – двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.
Таблица1. Чувства в школе
Я испытываю в школе |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||||||
1. Спокойствие |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
2. Усталость |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
3. Скуку |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
4. Радость |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
5. Уверенность в себе |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
6. Беспокойство |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. Неудовлетворенность собой |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8. Раздражение |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
9. Сомнение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
10. Обиду |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11. Чувство унижения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
12. Страх |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
13. Тревогу за будущее |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
14. Благодарность |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
15. Симпатию к учителям |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
16. Желание приходить сюда |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Урок — основная форма организации процесса обучения
С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отображаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможная эффективная организация не только наставительно-познавательной, а и других развивающих видов ...
Эффективность использования моделей на уроках окружающего мира
В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления. Академик Р.С. Гайсина в своей статье утвер ...
Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м гг. XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е гг. Обучение в сотрудничестве является важным элементом праг ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.