Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над развитием речевых умений является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок; обучение литературным формам речи.
Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.
Немаловажное значение придавали проблеме формирования речевых умениймыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVIII-XIX вв. (Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.
Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи. В статьях В.Кустаревой, В.Кирюшина, А. Матвеевой даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся.
Н.Ф.Титова ставит и решает вопросы по воспитанию мышления детей. Для обучения языка нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке.
Е.М. Катонова (кандидат филологических наук, г. Минска) в своих статьях «Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему» указывает, что по отдельности невозможно формировать и развивать языковые, речевые и мыслительные способности человека. В противном случае высокие результаты в развитии речи учащихся достигнуты не будут. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, двухлетний ребёнок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (по-видимому, в этом важная роль принадлежит аналогиям). К шестилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля, разумеется.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.
Объект исследования: развитие речевых умений младших школьников
Предмет: процесс формирования и развития навыков устной и письменной речи, через обучение сочинению в начальных классах.
Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;
обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.
В соответствии с поставленной целью решать следующие задачи :
Охарактеризовать сочинение как вид творческой работы.
Раскрыть сущность понятия « речевые умения».
Сделать анализ метод опыта обучения сочинению в 1-4 кл начальной школы.
Выявить специфику работы над сочинениями различных жанров в начальных классах.
Методы исследования:
Теоретический анализ научной и методической литературы.
Изучение опыта учителей начальных классов.
Наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.
Беседа с учащимися.
Этапы исследования:
Изучение литературы по написанию сочинений разных видов (методической и научной)
Разработка уроков по написанию сочинений.
Обобщение материала.
Анализ факторов, влияющих на качество
подготовки специалиста
Под качеством специалистов, выпускаемых вузами, будем понимать некоторую систему свойств специалистов, которая определяет собой их пригодность для удовлетворения общественных потребностей. (1.2) где - некоторое свойство, умение специалиста. Вуз обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов сис ...
Методы, приемы и формы организации контроля знаний учащихся
При контроле используются многие методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирован ...
Искусство воспитания
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно нев ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.