Актуальность данной темы обусловлена современным состоянием семейного неблагополучия и стремительным ростом самих неблагополучных семей в городах России и Республики Башкортостан. Вопросы формирования семейного неблагополучия привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, т.к. количество неблагополучных семей возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть неблагополучных семей, обращаются за помощью самостоятельно.
Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных детей». До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы. Для них характерны психологическая несовместимость среди членов семьи и в микроокружении, своеобразное понимание проблем сплоченности, авторитета, лидерства.
Социальный педагог оказывает помощь различным категориям семей. В дипломной работе представлена методика работы социального педагога в условиях сельской общеобразовательной школы. Описана работа с семьей в школе и с так называемыми трудными детьми.
По статистическим данным сейчас в стране 422 дома-ребенка для 35 тыс.детей, 745 детских домов для 84 тыс.детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс.детей. В России ежегодно выявляются около 100 тыс.детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернат 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители.
Данная социальная проблема особенно актуальна не только в городской среде, но и в сельской местности. Поэтому крайне важно формировать у семей и подростков правильные социальные установки, нормы поведения, взгляды.
Изучив и проанализировав публикации последнего времени по данной проблеме в отечественных исследованиях, мы пришли к выводу, что на современном этапе уже накоплен разнообразный материал по отдельным аспектам поддержки семьи. В исследованиях наметились несколько направлений:
- изучение форм, методов работы, прав и обязанностей социального педагога (Ю.В.Василькова);
- изучение правовых аспектов проблемы (Ю.В. Василькова);
- поиски путей предупреждения неблагополучных семей (М.А. Галагузова, П.А. Шептенко).
Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной поддержки семьи. Формирует навыки здорового образа жизни, влияет на уровень притязаний и самооценку детей, осуществляет совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией, привлекает специалистов-медиков, психологов, педагогов и др.
В результате интерпретации теоретических положений следует отметить, что в литературе не в полной мере раскрыта деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы. Выявленное противоречие определило тему исследования: «Деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы».
Цель исследования – рассмотреть деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс деятельности социального педагога по поддержке семьи.
Предмет исследования: методы и формы работы социального педагога по поддержке семьи.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы будет эффективна, если:
- будут учтены возрастные особенности детей;
- будет разработана и апробирована программа по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы;
- будет взаимосвязь детей и родителей с другими специалистами (психологом, социальным педагогом, инспектором ОДН и др.).
Задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать деятельность социального педагога в условиях сельской общеобразовательной школы;
2. Изучить взаимодействие социального педагога с семьями учащихся;
3. Определить основные функции и методы работы социального педагога;
4. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы;
5. Составить методические рекомендации по поддержке семьи.
Методы исследования: анализ теоретической литературы; анализ и синтез; метод анализа документов.
Практические методы: анализ документов, моделирование, конкретизация, тестирование, наблюдение.
Теоретическую основу составляют:
1. Идеи деятельностного подхода (Л.Н. Леонтьев, Л.Ф. Выгодский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин) и др.;
2. Ведущие взгляды по взаимодействию семьи и школы (М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, П.А. Шептенко, И.В. Юричка) и др.
Практическая значимость исследования: разработаны практические рекомендации по поддержке семьи в сельской общеобразовательной школе, а результаты и выводы исследования могут использованы учителями, социальными педагогами, психологами.
Базой исследования является средняя общеобразовательная школа с.Уткалево Белорецкого района.
Новизна данной работы заключается в выявлении особенностей работы социального педагога в условиях сельской школы по поддержке семьи.
Цель, организация, методы исследования особенностей
нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Данное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 126 в 4 «в» классе с октября 2006 года по апрель 2007 года. В исследовании приняло участие 20 детей, 10 детей экспериментальной группы и 10 контрольной группы (Приложение 1). По русскому языку класс учатся по программе Л.М. ...
Строение углеводородов
ряда этилена
Характерное строение соединений, как и в случае предельных углеводородов, выясняется на примере первого представителя гомологического ряда - этилена. Этилен, его строение. Для ознакомления учащихся с этиленом его демонстрируют в газометре или стеклянных цилиндрах. Опытное подтверждение наличия угле ...
Интерпретация результатов опытно–экспериментальной работы
В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов. Целью педагогического эксперимента является определение эффективности использования игры в обучение информатике школьников ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.