Педагогика и образование » Методические аспекты изучения информационных технологий в профильных классах экономической направленности

Методические аспекты изучения информационных технологий в профильных классах экономической направленности

Одной из важнейших черт, характеризующих современный этап развития общества, является его информатизация — объективный процесс, связанный с повышением влияния интеллектуальных видов деятельности на все стороны общественной жизни и ориентированный на использование больших объемов современной, достоверной и исчерпывающей информации. Растущие объемы и необходимость ускорения информационной работы делают насущной ее автоматизацию. Для этой цели используются компьютеры, в том числе и персональные, и умение применять их в качестве инструмента в своей интеллектуальной деятельности становится одним из основных умений всех членов информационного общества независимо от их профессии.

Развитие информационных технологий (ИТ), понимаемых как совокупность методов и средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи, представления информации, позволило специалистам из предметных различных областей использовать компьютер как инструмент автоматизации умственной деятельности.

Особую значимость приобретает использование ИТ в сфере экономики (применение диаграмм слежения за изменяющимся курсом валют, сетей (локальных и глобальных) как современного способа передачи информации; использование пакетов прикладных программ для анализа инвестиций, финансового анализа, маркетинговых исследований и т.д.).

Одно из направлений развития информационных технологий состоит в том, чтобы сделать пользование такими технологиями доступным как можно более широкому кругу людей, не имеющих в большинстве специальной подготовки, но обладающих некоторыми общими знаниями в работе с информацией, в обращении с компьютерами и их программным обеспечением.

Вооружение человека такими знаниями и умениями возможно лишь в случае, если процесс информатизации общества будет сопровождаться, а в какой-то степени и предваряться, информатизацией образования. Результатами воздействия этого процесса на систему образования являются:

совершенствование механизмов управления в системе образования (основывается на использования банков данных научно-педагогической информации, методических материалов, а так же коммуникационных сетей);

совершенствование методов и организационных форм обучения,

воспитания в соответствии с задачами развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;

создание специальных систем обучения, развивающих интеллектуальный потенциал обучаемого, формирующих умение осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

внедрение в учебный процесс компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Проблемами информатизации образования, как в концептуальном плане, так и в плане дидактико-методической реализации основных идей, а так же психолого-педагогическому аспекту данных проблем посвящены труды А.П. Ершова, В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Роберт, В.В. Щенникова, С.А. Бешенкова, Я.А. Ваграменко, С.Т. Григорьева, С.А. Жданова, В.В. Лаптева, Леднева B.C., Филатова O.K., Г.А. Балла, Е.И. Машбица, М.Ф. Талызиной, O.K. Тихомирова и других.

Применение современных информационных технологий в обучении является одной из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса, что является закономерным проявлением информатизации всех сфер человеческой деятельности. В качестве одной из сторон процесса информатизации образования можно рассматривать подготовку пользователя, знающего возможности и сферу применения ИТ, умеющего использовать компьютер в учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Знания из сферы информатики и современных информационных технологий становятся неотъемлемой частью подготовки специалиста любой предметной области. Широкая востребованость ИТ делает целесообразным их изучение в рамках школьного курса информатики, в частности в профильных экономических классах.

Специалист в области экономики должен хорошо ориентироваться в современной информационной среде и обладать пониманием информационного характера современной экономики. Все это говорит о необходимости включать в содержание обучения экономистов информационный компонент. При этом подразумеваются не только сведения об информационных процессах, информационных системах, информационные технологии, но и формирование целостного представления о современных информационных технологиях, и их роли в деятельности специалиста; понимание возможностей аппаратных и программных средств вычислительной техники; формирование устойчивых навыков работы в среде компьютерных технологий при решении конкретных задач по избранной специальности и, как следствие, формирование мотивации будущих специалистов к овладению ИТ.

В исследованиях по содержанию и методике профильных курсов информатики, в том числе курсов экономической направленности, к настоящему времени наработан огромный потенциал.

Профильному обучению информатике посвящены работы Ваграменко Я.А., Э.И. Кузнецова, Заичкиной О.И., Полякова В.Л., Преснякова В.Ф., Т. Б. Захаровой, С.Б. Гусенковой.

Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, тем, что в условиях резкого возрастания информационных потоков и быстрой смены поколений информационных систем и информационных технологий существует необходимость постоянной модификации структуры и содержания профильного курса информатики, в частности, для профильных экономических классов. И, во-вторых, актуальность обуславливается современной тенденцией среднего образования, связанной с переносом центра тяжести программы курса «Информатика» с использования информационных технологий как объекта обучения на их использование в качестве средства моделирования реальных ситуаций.

Как показала практика преподавания, изучение информационных технологий без решения с их помощью конкретных задач мало эффективно. Однако в проанализированных исследованиях недостаточно сформулирован подход к обучению информационным технологиям (нет методики, а если есть, то нет набора задач в подкрепление методики), основанный на решении конкретных задач по выбранной специальности.

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью совершенствования методики изучения информационных технологий в профильных экономических классах, ориентированной на решение задач экономического содержания, и недостаточностью исследований в данной области.

Изучение прикладного программного обеспечения занимает важное место в школьном курсе информатики. В частности, государственный образовательный стандарт по информатике в качестве одной из трех основных целей курса также определяет формирование информационной культуры учащихся и подготовку их к практической деятельности в условиях широкого распространения информационных технологий. В особенности это относится к профильному обучению, когда направленность допрофессиональной подготовки учеников уже определена.

Цель исследования - выделить методические аспекты изучения информационных технологий в профильных классах экономической направленности.

Объектом исследования является процесс изучения информационных технологий в курсе информатики для профильных экономических классов.

Предмет исследования составляют методика обучения применению ИТ в профильном курсе информатики для классов экономической направленности, ориентированная на решение задач экономического содержания

Гипотеза исследования. Исходя из того, что: профильное обучение информатике на старшей ступени школы носит обязательный характер, виды информационной деятельности человека инвариантны конкретным предметным областям, предположим, что разработанная методика решения задач с экономическим содержанием с использованием ИТ обеспечит совершенствование методики преподавания курса информатики в профильных экономических классах.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

проанализировать современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки учащихся профильных экономических классов;

разработать методику применения информационных технологий для классов экономического профиля, основанную на реализации средствами технологий моделей ситуаций и процессов в экономике;

в подкрепление методики разработать набор задач с экономическим содержанием для освоения технологии электронных таблиц;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

изучение и анализ педагогической, дидактической, психологической, методической и специальной литературы по проблематике исследования;

анализ программ, учебных пособий и методических материалов по школьной информатике;

беседы с учителями, анализ обобщенного опыта преподавания информатики в профильных экономических классах средней школы;

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании методики обучения информатике для профильных экономических классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические аспекты освоения информационных технологий в курсе информатики для классов экономического профиля. Результаты исследования могут быть использованы учителями, ведущими занятия по информационным технологиям в рамках профильного школьного курса информатики для классов экономического направления.

Еще по теме:

Разбивка задач с параметрами по темам в действующих учебниках для средней школы
Исходя из возрастных особенностей учащихся, все задания с параметрами в 7 классе носят пропедевтический характер. Должны встречаться задания с параметрами на решение линейных уравнений, систем линейных уравнений, на выражение одной переменной через другую (в уравнениях с двумя переменными). Учащиес ...

Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие а ...

Проблема развития креативности младших школьников
Креати́вность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а т ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.011