Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества.
Информатизация образования - одно из важнейших условий формирования информационного общества, становление которого основывается на интенсификации информационных процессов и требует изменения роли человека в системе общего производства, переработки и использования информации. Инструментом, с помощью которого формируется новый тип отношений человека с миром, становится компьютер и реализуемые с его помощью информационные технологии.
Подготовка человека, владеющего таким инструментом и могущего применять его в своей практической деятельности - пользователя ИТ, является одной из задач общего образования и, в частности, школьного профильного курса информатики.
Информатика представляет собой такой мощный инструмент познания, который способен обеспечить качественный скачок в любой содержательной дисциплине.
В условиях информатизации общества информатика приобретает содержательные элементы, актуальные для таких специальностей как экономика, математика, английский язык и др. Особую значимость приобретает использование ИТ в сфере экономики.
Анализ российского рынка занятости показывает, что практически по всем специальностям при устройстве на работу выдвигается знание персональных компьютеров (ПК) и умение работать на них.
В девяностые годы в методической системе обучения информатики произошли значительные изменения, связанные с переходом от единого курса информатики в старших классах к многоэтапной структуре обучения этой дисциплине.
Первый этап - пропедевтический, второй - базовый курс информатики, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап - дифференцированное обучение в рамках одного из профильных курсов на старшей ступени школы.
Сущность профильной дифференциации содержания образования заключается в «направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в выбранном направлении».
Задача профильного курса информатики - обеспечить информационную подготовку будущих специалистов в области экономики на старшей ступени школы.
Современные темпы развития информационных систем и их растущая экспансия в сферу экономики обеспечивает постоянный, устойчивый спрос на специалистов, способных эффективно применять современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
Курс информационных технологий, выражая общие идеи формализации, пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Информационные технологии обладают дидактическим потенциалом; играют роль в развитии мотивации, интересов, склонностей и способностей учащихся; а также обладают значительной прикладной составляющей содержания обучения информатике.
В рамках школьного профильного курса информатики для классов экономического профиля целесообразно работать с ИТ, такими, как технологии компьютерной обработки текстов и электронных таблиц, технология управления базами данных, системы деловой и иллюстративной графики, системы телекоммуникаций.
Для информационной подготовки специалиста экономического профиля на старшей ступени средней общеобразовательной школы должны быть внесены определенные изменения и дополнения к общеобразовательной программе по дисциплине «Информатика».
Цель профильного курса по информатике можно определить следующим образом:
дать учащимся профильных экономических классов целостное представление о современных информационных технологиях и их роли в деятельности специалиста;
раскрыть возможности аппаратных и программных средств информатики и сформировать устойчивые навыки работы в среде компьютерных технологий при решении типовых задач по избранной специальности.
Профильные курсы по информатике позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, что позволяет учителю проявить творческий подход к работе подхода к работе, но в то же время требует высокого уровня профессиональной подготовки учителя.
Профилизация обучения широко практикуется в различных странах мира, где в большинстве стран Европы в старших классах предлагается выбрать один из 2-3 вариантов продолжения образования: академический (в дальнейшем открывает путь к высшему образованию), профессиональный (по упрощённому учебному плану, содержащему в основном прикладные и профессиональные дисциплины). При этом учащиеся могут выбрать обучение по одному из трёх вариантов: академический, общий и профессиональный.
В школах, принявших идеи профилизации обучения, стараются создать максимально комфортные условия для развития личности учащихся, идет апробация инновационных методов преподавания, новых учебных курсов, с использованием современных информационных технологий.
Важным вопросом организации профильного обучения выступает определение структуры и направлений профилизации, при котором следует исходить из таких факторов, как введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), требований Государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС), методического, материально-технического и кадрового обеспечения.
Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной
недостаточностью
После изучения теоретического материала по вопросу формирования связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить взаимосвязь развития связной речи от уровня интеллектуального развития младших школьников с ...
Синхронная дальняя конференц-связь
Синхронная дальняя конференц-связь, или телеконференция, в настоящее время существует в трех формах: конференц-связь по телефонному каналу, аудиографическая конференц-связь и телевизионная конференц-связь. Любая форма телеконференции представляет собой попытку использования системы телекоммуникаций ...
Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного
возраста
Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществлятьс ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.