Содержание образования по информатике и информационным технологиям постоянно совершенствуется. Это связано, прежде всего, с новизной предмета, постоянным обновлением технической базы и программных средств. Все это требует введения новых форм и методов преподавания.
В условиях постоянного совершенствования информационные технологии (ИТ), когда они достаточно быстро сменяют друг друга, не менее важным представляется умение самостоятельно осваивать новые ИТ. Общий подход к овладению ИТ может быть сформирован, если поэтапное достижение перечисленных целей рассматривать, как своеобразный план работы и приучать школьников при изучении новой технологии действовать в соответствии с ним.
Однако одно только освоение ИТ не позволяет в полной мере достичь основной цели подготовки пользователей - научить применять их для решения задач. Для этого пользователю потребуется научиться соотносить поставленную задачу с освоенными ИТ, особым образом описывать фигурирующие в ней объекты и явления, т.е. строить информационные модели.
Следовательно, подготовка пользователя ИТ должна включать овладение основами информационного моделирования - основою общенаучного метода познания, ориентированного на использование компьютера. Информационное моделирование рассматривается как закономерный этап развития метода модельного исследования как специфического средства и формы научного познания, обусловленный идеями и достижениями кибернетики, теории управления, информатики, а также широким распространением средств вычислительной техники.
Таким образом, решение задачи с помощью ИТ следует начинать с построения информационной модели задачи, которая понимается как информация об объектах и явлениях, фигурирующих в задаче, значимая с точки зрения задачи и зафиксированная в текстовой, числовой или иной сигнальной форме.
Важным шагом в овладении экономической теорией является ее применение на практике. Если человек хорошо знает теорию, но не может применить ее для решения конкретных задач, оказывается не способен анализировать экономическую ситуацию, то нельзя сказать, что он владеет экономической теорией. То же относится и к освоению информационных технологий.
Работа над решением задач, анализом проблемных ситуаций и т.д., в курсе информационных технологий, необходима для того, чтобы расширить экономический кругозор, сделать экономическое мышление обучаемого более конкретным. Для этого, кроме практических занятий по экономике в курсе средней общеобразовательной школы, представляется целесообразным применение экономической теории на уроках информатики. В частности, использование задач с экономическим содержанием при освоении информационных технологий. Как уже отмечалось выше, специалисту в области экономики в его профессиональной деятельности необходимы навыки использования информационных технологий для решения конкретных практических задач.
Обучение работе с ИТ является непременной составляющей профильного курса информатики. Определим цели, которые предполагается при этом достичь:
-сформировать знания о назначении основных ИТ, областях их применения, возможностях, предоставляемых каждой из них, принципах работы и способах взаимодействия;
-научить «видеть», как средствами конкретной ИТ построить модель экономической ситуации, процесса или явления;
-научить работать с конкретными программными средствами, воплощающими каждую из рассматриваемых ИТ, определять, как в данном программном средстве реализуются ее возможности, использовать на практике методы и приемы управления программным средством.
Цели обучения учащихся для применения ИТ для решения задач, сформулированы в форме требований к его знаниям и умениям.
1.Владение рядом основных ИТ, которые дают возможность осуществлять доступ к источникам данных и средствам информационного обслуживания, работать с данными, представленными в вербальной, графической, числовой формах, выполнять операции поиска и отбора, упорядочения и преобразования, имеющихся данных и использовать их для решения конкретной задачи.
Методика исследования влияния профориентационных игр
на профессиональное самоопределение школьников
Педагогический эксперимент по проверке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился в МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска. Для реализации условий по повышению эффективности профориентации учащихся и проведению эксперимента были выбраны два класса ...
Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...
Формирование представлений о форме
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику и др. Играя с детьми, педагог с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.