Педагогика и образование » Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников

Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников

Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его ведущей практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем становится для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Министерство образования России обращает внимание на то, что новые информационные технологии (НИТ), являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Компьютер как инструмент развития изобразительной деятельности детей на занятиях рисования необходим для творческой активизации процесса обучения. Уже с пяти лет дети успешно осваивают и используют компьютер как инструмент для рисования, игр, для развития творческого мышления. Компьютер хотя и является объектом технической среды, очень удачно входит в синтез с традиционной, природной средой обучения, значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционального введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

Основы информационной культуры значительно оптимизируют учебный процесс в целом, повышают интерес детей к обучению. Для этого создаются развивающие программы по изобразительному искусству для дополнительного образования. С детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием одного или нескольких компьютеров. Преподаются основы рисунка, композиции, цветоведения.

Компьютер дает педагогу возможность широко использовать метод художественно-педагогической техники на каждом занятии: гармонично соединяются изобразительное искусство, литература, история искусств, музыка, благодаря чему дети выводятся через всестороннее эстетическое воспитание на путь самостоятельного творчества. Дети обучаются не только рисовать на экране дисплея, но и тиражировать свои рисунки, дополнять их композиции текстами собственных сочинений, создавая уникальные монохромные и многоцветные художественно-графические композиции.

Компьютерные программы по рисованию дают возможность детям использовать любой художественный материал: карандаши, фломастеры, тушь, перо, различные краски, разнообразные фоны; создавать рисунки, аппликации, фотоколлажи, заниматься графикой, живописью, дизайном. У педагога появляются большие возможности для творческих разработок, подготовки и изготовлению наглядных пособий, поурочных раздаточных материалов, создания методического фонда лучших детских рисунков, сохранив их все в памяти и воссоздать любой из них или, при необходимости, все одновременно.

Разработана оригинальная система использования компьютерных средств в дидактике детского сада. Она обеспечивает новое содержание игровой деятельности детей и требует создания определенных условий. В ее основе лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе НИТ – компьютерно-игровой комплекс (КИК). КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования.

Компьютерно-игровой комплекс в детском саду успешно функционирует, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Поэтому, соединяя традиционные уроки рисования и возможности графических компьютерных средств, можно говорить о комбинированных уроках ИЗО, которые целесообразно проводить на КИК.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования методики обучения изобразительной деятельности старших дошкольников с применением компьютерных программ.

Проблема исследования состоит в противоречии между возможностью использования графических средств компьютера в рамках существующих образовательных программ и недостатком методических разработок для компьютерного игрового комплекса для ДОУ.

Цель исследования состоит в разработке методики проведения занятий по ИЗО с использованием графических средств компьютера.

Объектом исследования является процесс обучения изобразительной деятельности старших дошкольников на занятиях по рисованию.

Предмет исследования: процесс развития изобразительной деятельности старших дошкольников с использованием графических средств компьютера.

Гипотеза исследования:

Методика проведения комбинированных уроков рисования, включающая использование графических средств компьютера, будет способствовать эстетическому воспитанию и включению ребенка в процесс самостоятельного творчества.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

Изучить опыт обучения ИЗО в дошкольных учреждениях, изучить существующие подходы и методики по рисованию.

Выявить возможности и перспективы использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников.

Разработать систему задач и упражнений, адаптированную к использованию в условиях ДОУ в КИК на занятиях по рисованию в старшей группе.

Осуществить экспериментальную проверку разработанного методического комплекса по обучению изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, методической литературы и графических средств компьютера по проблеме дипломной работы;

анализ процесса обучения изобразительной деятельности;

беседы с воспитателями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны конспекты занятий по изобразительной деятельности с использованием графических средств компьютера.

Разработанные методические материалы по изобразительной деятельности внедрены в детском саду компенсирующего вида для детей с ограниченными речевыми возможностями № 321 Октябрьского района. В исследовании участвовали дети 5-7 лет в количестве 12 человек.

В данной главе будут рассмотрены: психология обучения рисованию детей от 2 до 7 лет (до-изобразительные и изобразительные стадии); обучение изобразительной деятельности в детском саду старших дошкольников; проведен обзор образовательных программ: Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Л.В. Руссковой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программы Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Еще по теме:

Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом сл ...

Педагогическая Работа с дошкольниками на примере исследования живого уголка
С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один из уроков. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто с родителями был в, настоящем зоопарке и кого там виде ...

Возрастная периодизация развития личности Ж.Ж. Руссо
В "Эмиле" сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них. Первый период - от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. В про ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0236