То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются также для характеристики и социального поведения ребенка.
«Отклонение» («аномалия») – в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологических науках.
Согласно социальной педагогики отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Остановимся на отклонениях, имеющих отношение к нашей работе.
Прежде всего, это психические отклонения от нормы, которые связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений, прежде всего, относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития. Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.
Известно, Социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с формированием у него социальных норм поведения. Процесс овладения моральными нормами широко рассматривается в детской психологии (Бодалев А.А., Курбанов Р.А., Слепович Л.С., Якобсон С.Г, Шур В.Г.). Но, исследований в этой области по отношению к детям с задержкой психического развития почти не проводились (Слепович Е.С., Винникова Е.А.).
Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.
Следует отметить, что в реальности чистых отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую.
Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений.
Изучение зарубежного опыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении, показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как «дети с трудностями в обучении», как «дети, имеющие недостаточные способности к обучению», «неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с нарушением поведения», а также «дети с минимальными повреждениями мозга».
В отечественной специальной психологии специальное комплексное изучение задержки психического развития как специальной аномалии детского развития развилось сравнительно недавно в конце 50‑х г. нашего века. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Ряд исследователей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.) выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их детей с психофизическим и психическим инфантилизмом.
Классификация моделей по фактору времени
По фактору времени модели делятся на: - Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту); - Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание ...
Система самостоятельных работ учащихся УНПО и средства её комплексного
учебно-методического обеспечения
Разработка методики системы самостоятельных работ учащихся может быть различной, но всегда нацелена на достижение единого результата – учащиеся должны не просто приобретать практические и теоретические знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научиться учиться. Система средств учебно-ме ...
Роль экскурсий в развитии наблюдательности у
младших школьников
Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредс ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.