В апреле 2010 года в 19 пилотных регионах России, включая московский, стартовал эксперимент по введению программы ДНК в школьный курс. В рамках этого эксперимента ДНК будет преподаваться в четвертых классах в течение двух лет. Если преподавание в 19 регионах в течение этих двух лет покажет, что серьезных конфликтов не возникает, в этом случае этот курс станет общешкольным, а длительность курса и возраст детей, которым будет преподаваться предмет, будут обсуждаться.
Вот что пишут о целях и задачах курса руководители эксперимента А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и В.А.Тишков:
«Средняя школа, ориентированная на передачу системных научных знаний, пока не уделяет должного внимания вопросам формирования мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся. При сохранении такого положения в последующие годы обучения у учащихся вырабатывается устойчивое неприятие, утилитарное отношение к образованию (только ради аттестата и диплома), к труду и творчеству (только ради денег), к жизни (только ради удовольствия).
Одна из приоритетных задач Предмета — формирование у младшего подростка основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Традиционные ценности, присваиваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла.
Основное содержание Предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ се применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Цель курса — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.
Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, в светском — морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.
Основные задачи:
• приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
• формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
• формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
• укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;
• смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
У обучающегося формируется системное представление о той духовной традиции, которую он избрал в качестве предмета изучения. В результате освоения содержания данного блока учащийся должен знать и понимать, что есть (по выбору): православие, ислам, буддизм, иудаизм, традиционные российские религии, этика.
Основная педагогическая задача — сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек»
Курс состоит из шести различных модулей, из которых родители могут выбрать для своего ребенка один. Это модули:
- основы православной культуры;
- основы мусульманской культуры;
- основы иудейской культуры;
- основы буддийской культуры:
- основы мировых религиозных культур;
- основы светской этики.
Автор учебника по православному модулю диакон А.Кураев в презентации своего учебника так объясняет причины разделения курса на модули:
Психолого-педагогические особенности формирования
двигательных навыков
Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач. Формирование умений, навыков и соответствующих знаний – одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли сту ...
Различные современные подходы к определению понятия «функция»
Понятие функции часто встречается в школьном курсе математики и хорошо знакомо учащимся. Тем не менее на приемных экзаменах в вузах поступающие допускают много ошибок при использовании этого понятия. Объясняется это различными причинами, но в первую очередь тем, что слово «функция» используется в м ...
Оценка двигательного, нервного и речевого развития ребенка
Новорождённый: Положение на животе (ПЖ): руки и ноги согнуты. При прикосновении к ступням пытается ползти. Ребенок способен повернуть голову в сторону, освободив лицо для свободного дыхания. Положение на спине (ПС): Прочно охватывает палец врача или матери. При поглаживании щеки ищет грудь, соверша ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.