Профессиональное самоопределение - это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию. От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т. д. Именно поэтому мы считаем, что выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.
Важная роль в профессиональном самоопределении принадлежит профориентационной работе в общеобразовательной школе. Проблема профессиональной ориентации, причем в самом широком смысле, с учетом личностных факторов, становится в наши дни, как никогда актуальна.
Чтобы точнее определить цели и задачи профориентации в современном обществе, более подробно остановимся на самом понятии «профориентация».
Успешность выбора профессии означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития старшеклассников. Поэтому чем больше профессиональный выбор соответствует рынку труда, тем успешнее осуществлялась работа по профориентации. Таким образом, мера сбалансированности (совпадения) потребностей региона в кадрах и реального выбора служит одним из наиболее важных критериев эффективности профориентации.
Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению – это их личностные свойства, определяющие наличие внутренних мотивов, потребностей и интересов к определенному виду профессиональной деятельности при наличии адекватного оценивания старшеклассниками своих способностей к приобретению избранной профессии.
Основная роль в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению принадлежит профориентационной работе в средней общеобразовательной школе, которая заключается в том, чтобы не только давать информацию о самом старшекласснике и мире труда, но и проследить, как он сам осознает себя и окружающий мир; понять, как воспринимает себя в окружающей действительности; какое представление складывается у него о своем жизненном предназначении.
Только зная характер этого взаимодействия человека с окружающей его средой, зная процесс приобретения им новых знаний, можно объяснить поведение человека и его профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно– практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого–педагогических и медико–физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).
Особенности конструктивной деятельности
Конструктивная деятельность учителя – это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня. Её содержание – отбор и проектирование учебного м ...
Применение методов наглядности в процессе обучения
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включ ...
Особенности речи при семантической афазии
По определению В. И. Селиверстова, семантическая афазия – это сенсорная афазия, проявляющаяся нарушением понимания речи вследствие невозможности установить отношения между словами при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов, нарушается понимание фраз сложной грамматической констру ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.