Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).
Отдельным разделом выделена Программа для детей старшего дошкольного возраста в содержании нового учебного курса "Православная культура", разработанного специалистами Курского педагогического Университета (проф. Меньшиков В.М.), а также курса "Православная культура", созданного педагогами Ногинского района Московской области под руководством протоиерея Виктора Дорофеева. Разработано и издано "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста" под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: "Ребенок и его окружение", "Бог - Творец мира", "Молитва - общение с Богом" и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему. Сравнительный анализ показывает, что в первом ряду в настоящее время стоит учебно-методический комплект А.В. Бородиной, разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автора первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий. В её программе существует достаточно уникальный склад и религиозных, и культурологических знаний, духовных и национальных корней, которые можно применить в любых условиях. В этом курсе есть главное, что необходимо, как мне кажется, – здесь есть любовь, любовь к Отечеству, любовь к традиции, любовь к человеку, любовь к своей вере, любовь к своей истории, и вот через призму этой любви человека к своей Родине, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере – через эту призму человек смотрит на другие религии и понимает, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор.
Цель исследования
Познакомить детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
Задачи:
Провести анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста на основе православной культуры.
Раскрыть педагогический потенциал православной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии общей культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении детей через освоение ими лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.
Методы:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- наблюдения;
- собеседования с педагогами, родителями.
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.
У меня в группе дети 5-6 лет. Эта группа считается подготовительной при изучении Курса православной культуры, который для детей этого возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. Общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закладывание и активное развитие психологических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения. В возрасте 3–5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5–6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, к 6–7-летнему возрасту, эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий. Курс православной культуры, ведущийся в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего обучения в старших группах. Он должен включать основные представления, на которые необходимо будет опираться в дальнейшей работе. Вместе с тем ни в коем случае нельзя рассматривать преподавание этого курса в подготовительной группе как узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детство нельзя рассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство есть самоценный, но прорастающий во взрослость, и потому ничем незаменимый период человеческой жизни, так же и изучение православной культуры в дошкольном возрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя. Считаю, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по- новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: “Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни . Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие”.
Экологическая тропа – как одна из форм воспитания
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками ...
Содержание технологического образования школьников
Анализ программы 1. Общие сведения о программе. Программа общеобразовательных учреждений (трудовое обучение) 1-4, 5-11 классы. Программа подготовлена научным коллективом «Технология». Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2006. – 240 с. Раздел: Культура дома, техно ...
Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками
Сказкотерапия безусловно является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого - через сказку. При работе с ребенком педагог, как правило, не использует "психологического" языка анализа внешне, но по ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.