Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).
Отдельным разделом выделена Программа для детей старшего дошкольного возраста в содержании нового учебного курса "Православная культура", разработанного специалистами Курского педагогического Университета (проф. Меньшиков В.М.), а также курса "Православная культура", созданного педагогами Ногинского района Московской области под руководством протоиерея Виктора Дорофеева. Разработано и издано "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста" под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: "Ребенок и его окружение", "Бог - Творец мира", "Молитва - общение с Богом" и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему. Сравнительный анализ показывает, что в первом ряду в настоящее время стоит учебно-методический комплект А.В. Бородиной, разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автора первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий. В её программе существует достаточно уникальный склад и религиозных, и культурологических знаний, духовных и национальных корней, которые можно применить в любых условиях. В этом курсе есть главное, что необходимо, как мне кажется, – здесь есть любовь, любовь к Отечеству, любовь к традиции, любовь к человеку, любовь к своей вере, любовь к своей истории, и вот через призму этой любви человека к своей Родине, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере – через эту призму человек смотрит на другие религии и понимает, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор.
Цель исследования
Познакомить детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
Задачи:
Провести анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста на основе православной культуры.
Раскрыть педагогический потенциал православной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии общей культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении детей через освоение ими лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.
Методы:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- наблюдения;
- собеседования с педагогами, родителями.
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.
У меня в группе дети 5-6 лет. Эта группа считается подготовительной при изучении Курса православной культуры, который для детей этого возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. Общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закладывание и активное развитие психологических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения. В возрасте 3–5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5–6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, к 6–7-летнему возрасту, эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий. Курс православной культуры, ведущийся в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего обучения в старших группах. Он должен включать основные представления, на которые необходимо будет опираться в дальнейшей работе. Вместе с тем ни в коем случае нельзя рассматривать преподавание этого курса в подготовительной группе как узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детство нельзя рассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство есть самоценный, но прорастающий во взрослость, и потому ничем незаменимый период человеческой жизни, так же и изучение православной культуры в дошкольном возрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя. Считаю, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по- новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: “Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни . Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие”.
Условия реализации модульной технологии обучения в ГФ УИПА
Я не могу объективно судить об условиях реализации модульной технологии обучения в учебных заведениях Украины, т.к. не обладаю нужной информацией. Но условия реализации модульной технологии обучения в УИПА весьма плачевны. Уже год как мы «перешли» на новую технологию обучении, которую очень трудно ...
Традиционные методы педагогики
Традиционными обычно называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых из них- Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблю ...
Опыт эмперического исследования невербальной коммуникации в деятельности
педагога дополнительного образования
Экспериментальная часть исследования была организована на базе МОУ СОШ № 20 г. Архангельска. Цель (практического) исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога дополнительного образования. Задачи исследования: - уточни ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.