Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое. Знакомство детей со Священной историей и Ветхим Заветом начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и, особенно о Его любви к людям, о назначении человека. Исторический раздел программы представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой. Изучение храма будет более эффективным, если посетить его в праздники, в дни торжеств, а само посещение заранее подготовить. Важно познакомить детей с устройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме, передающие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Очень важно ввести ребенка в мир высших нравственных ценностей, заложить основы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы. Формирование такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию. В период 5-6-ти летнего возраста в поведении ребенка мысль еще слаба. Логические составляющие весьма просты. Поэтому занятия по православной культуре должны в максимальной степени располагать детей к практическому прорабатыванию сведений о православной культуре, к активному проигрыванию ребенком некоторых моментов. Само же преподавание в этот период я веду, опираясь на краткие составляющие: всего одну-две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований преподносятся в яркой образной форме. Формулирую эти мысли очень просто, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возраста таковы, что урок может проходить продуктивно всего 10-12 минут. В течение этого времени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные мною виды деятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети в этом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен, ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от воспитателя. Некоторые ситуации целесообразно проигрывать в ролевых играх-сценках. Организация занятий в группе проходит в форме эпизодических мероприятий: слушание коротких библейских рассказов, проигрывание праздников. Это мы проводим в форме педагогически организованной игры-инсценировки, беседы на нравственные темы, рисования, разучивания стихов и песенок. Возможно непосредственное знакомство с особенностями церковной жизни. Для этого организовываем посещение храма, встречу со священником. Планирование работы по содержательной линии «Бог — творец мира» предусматривает воспитание детей во всех видах деятельности, и в частности во время прогулки и общения с природой. Осенью провожу наблюдения с детьми осенних полянок, рассматриваем деревья и кустарники, разноцветные листочки, овощи, деревья, фрукты и т. д. Наблюдаем за животными, явлениями природы (дождь, ветер). Знакомлю детей с народными песнями «Чики-чок, чики-чок, и готов борщичок», «Наши уточки с утра». На прогулке с детьми организую игры: «В гости к осени идем», «Угадай, на что похож?»
Зимой воспитатели провожу наблюдения с детьми на зимних полянках за деревьями, небом, птицами, снегом. Детей очень интересует наблюдение за птицами и их кормление. Знакомлю детей с народными песнями «Уж ты, зимушка-зима», «Как у нашего кота», «В гости к бабушке», «Зашагали наши ножки». На прогулке провожу игры: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ладушки», «Заинька», «Вот синички — дружные сестрички».
Выводы:
Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузка информацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности - такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т.д. Поэтому материал, предлагаемый нашей программой, не требует дополнительных занятий, а включается в различные виды детской деятельности. Мы с удивлением обнаружили всю мудрость и глубину народной педагогики, где передача знаний и навыков идет не в форме предметов на уроках, а в ходе естественной жизни коллектива. Канвой годового цикла жизни детского сада служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т.д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться.
Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников. Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качес ...
Крещение Руси и влияние христианства на развитие
педагогической мысли. Поучение Владимира Мономаха как педагогический памятник
12 века
К X в. на территории восточно-славянских земель сложилось государство – Киевская Русь. в 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие. В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славя ...
Игры на установление пространственных отношений между предметами
Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между ок ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.