Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое. Знакомство детей со Священной историей и Ветхим Заветом начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и, особенно о Его любви к людям, о назначении человека. Исторический раздел программы представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой. Изучение храма будет более эффективным, если посетить его в праздники, в дни торжеств, а само посещение заранее подготовить. Важно познакомить детей с устройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме, передающие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Очень важно ввести ребенка в мир высших нравственных ценностей, заложить основы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы. Формирование такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию. В период 5-6-ти летнего возраста в поведении ребенка мысль еще слаба. Логические составляющие весьма просты. Поэтому занятия по православной культуре должны в максимальной степени располагать детей к практическому прорабатыванию сведений о православной культуре, к активному проигрыванию ребенком некоторых моментов. Само же преподавание в этот период я веду, опираясь на краткие составляющие: всего одну-две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований преподносятся в яркой образной форме. Формулирую эти мысли очень просто, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возраста таковы, что урок может проходить продуктивно всего 10-12 минут. В течение этого времени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные мною виды деятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети в этом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен, ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от воспитателя. Некоторые ситуации целесообразно проигрывать в ролевых играх-сценках. Организация занятий в группе проходит в форме эпизодических мероприятий: слушание коротких библейских рассказов, проигрывание праздников. Это мы проводим в форме педагогически организованной игры-инсценировки, беседы на нравственные темы, рисования, разучивания стихов и песенок. Возможно непосредственное знакомство с особенностями церковной жизни. Для этого организовываем посещение храма, встречу со священником. Планирование работы по содержательной линии «Бог — творец мира» предусматривает воспитание детей во всех видах деятельности, и в частности во время прогулки и общения с природой. Осенью провожу наблюдения с детьми осенних полянок, рассматриваем деревья и кустарники, разноцветные листочки, овощи, деревья, фрукты и т. д. Наблюдаем за животными, явлениями природы (дождь, ветер). Знакомлю детей с народными песнями «Чики-чок, чики-чок, и готов борщичок», «Наши уточки с утра». На прогулке с детьми организую игры: «В гости к осени идем», «Угадай, на что похож?»
Зимой воспитатели провожу наблюдения с детьми на зимних полянках за деревьями, небом, птицами, снегом. Детей очень интересует наблюдение за птицами и их кормление. Знакомлю детей с народными песнями «Уж ты, зимушка-зима», «Как у нашего кота», «В гости к бабушке», «Зашагали наши ножки». На прогулке провожу игры: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ладушки», «Заинька», «Вот синички — дружные сестрички».
Выводы:
Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузка информацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности - такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т.д. Поэтому материал, предлагаемый нашей программой, не требует дополнительных занятий, а включается в различные виды детской деятельности. Мы с удивлением обнаружили всю мудрость и глубину народной педагогики, где передача знаний и навыков идет не в форме предметов на уроках, а в ходе естественной жизни коллектива. Канвой годового цикла жизни детского сада служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т.д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться.
Гуманистическая парадигма диагностики интеллектуальных способностей младших
школьников
Гуманистическая парадигма образования ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. Поэтому ее методи ...
Картосхема при обучении географии
Одним из методических приемов, способствующих усвоению карты, является вычерчивание карт на классной доске. По ходу изложения учитель создает на классной доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемого материала. В картосхемах вводится только самые важные данные, что нужно запомнить. Ос ...
Анализ взглядов ученых на развитие ловкости у детей дошкольного
возраста
С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их раз ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.