Исследование грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В.Прищепова, И.Н.Садовникова и др.) выявило у большого количества школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
Трудности формирования грамматического строя более всего проявляются у детей с аграмматической дисграфией.
Характеристика аграмматической дисграфии впервые была представлена в работах таких известных ученых, как Р.Е. Левина, И.К. Колпакова, Р.И. Лалаева, С.Б. Яковлев. Данный вид нарушения связан с недостаточностью морфологических и синтаксических обобщений.
Широкая распространенность данного речевого нарушения и его влияние на овладение детьми устной и письменной речью обусловила пристальный интерес исследователей к проблеме изучения и преодоления дисграфии .
М.Е.Хватцев отмечал, что под названием аграмматизм подразумевается нарушение требований этимологии и синтаксиса данного языка в устной и письменной формах. Этот дефект состоит в неправильности употребления склонений, спряжений, личных местоимений, согласования и управления, в пропуске слов, в неумении конструировать и понимать сложные грамматически правильные предложения, в невозможности даже повторить фразу. Аграмматизмы следует отличать от недостаточности обучения. Они свойственны детской речи и в основном исчезают в возрасте от 2,5 до 3 лет.
В своей работе «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» Л.Г.Парамонова отмечает, «что, для детей, имеющих большое количество аграмматизмов в письме, чаще всего бывает характерно заметное отставание в развитии устной речи. Это отставание выражается обычно в бедности у ребенка словарного запаса и в неумении грамматически правильно связывать слова между собой. Если такое отставание в речевом развитии не было преодолено в дошкольном возрасте, то все эти аграмматизмы из устной речи ребенка неизбежно «перекочуют» и в его письменную речь».
У детей наблюдаются ошибки в согласовании, управлении, примыкании. Они обусловлены недостаточным усвоением норм падежного и предложного управлений – это морфологические аграмматизмы. Семантические аграмматизмы проявляются в неправильном употреблении слов при составлении фразы. Нарушения чтения и письма обусловлены недоразвитием как звуковой стороны речи, так и смысловой. В связи с этим у детей с дисграфией в письменных работах наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка.
Исследования показали, что у детей с дисграфией младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения, как прилагательных, глаголов, так и существительных.
При изучении навыков словоизменения существительных у школьников с дисграфией отмечается большой разброс данных.
В своей работе «Дизорфография младших школьников» И.В Прищепова писала: «Наибольшие трудности они испытывают при употреблении предложно-падежных конструкций. Только небольшая часть второклассников и третьеклассников с патологией речи правильно употребляет предложно-падежные конструкции. Самыми сложными оказались данные задания для учеников вторых классов с дисграфией (иногда дети полностью не справляются с заданием)».
Учащиеся данной категории допускают многочисленные и стойкие ошибки при словоизменении, проявляя недостаточную сформированность усвоения грамматически сложных словоформ в оперировании морфологическими нормами языка.
Для них характерны следующие ошибки (по степени убывания): замена одним предлогом нескольких предлогов (около - перед, за, справа, слева), смешение предлогов (на - над, за - перед, из - под) .
Дети используют ненормативные окончания имен существительных («мяч над стола»), а также упрощают структуру предложений. В активном словаре школьников с дисграфией не отмечается отдельных сложносоставных предлогов (например, из-под, из-за).
Данные нарушения свидетельствуют о трудностях синтеза языковых единиц при образовании грамматически сложных словоформ.
Несформированность процессов актуализации слов проявляется, прежде всего, в длительных паузах перед ответом, в многочисленных ошибках при воспроизведении той или иной словоформы и в их характере.
У отдельных учеников (вторых и третьих классов) наблюдаются ошибки стойкого характера. Они часто употребляют неправильные флексии имен существительных множественного числа (дома - «домы»). Иногда при выполнении заданий на словоизменение они основываются на словообразовании (стул - «стульчик») или на семантических ассоциациях (дупло - «нора») .
Системы обработки в образовании
Основой процесса образования является приобретение учащимися способности решать определенный круг задач. Это происходит, когда все четыре фактора — ученик, учитель, теория и задания — взаимодействуют. В результате ученики становятся способны выполнить задание, с которым до этого не справились бы. Д ...
Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная,
философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...
Абу Райхан Беруни о содержании образования
На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Неотъемлемая часть этой большой программной задачи - совершенствование содержания образования. Эффективность решения этой проблемы в определенной степени зависит ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.