В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Цветковой, Е.В. Гурьянова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева и других раскрываются механизмы формирования письма и их нарушения.
Как отмечает Б.Г. Ананьев, в процессе письма можно выделить 2 уровня организации:
сенсомоторный уровень, отвечающий за технику письма;
письмо, как речевая деятельность.
Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют 4 основных анализатора, отвечающих за письмо:
речеслуховой (акустический)
речедвигательный
речезрительный (оптический)
двигательный.
Л.С. Цветкова говорит об участии в процессе письма кинестетического, кинетического, пространственного, проприоцептивного анализаторов. Между этими анализаторными системами существует сложное условно-рефлекторное взаимодействие. Сенсомоторный уровень письма обеспечивает следующие операции:
звуковой анализ слов (установление последовательности звуков и уточнение слышимых вариантов звуковой фонемы);
перевод фонем в графемы
перевод зрительных образов букв (графем) в двигательные образы
Более высокий уровень, формируется на основе сенсомоторного, в котором, по мнению Е.В. Гурьянова, можно выделить два составляющих аспекта:
психологический;
лингвистический.
Психологическое содержание письма включает в себя:
мотив (намерение к письменной речи)
создание замысла (о чем писать)
определение общего смысла содержания письменной речи (что писать)
регуляция письменной деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями
В осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, отвлеченное мышление и т. д.
Второй аспект - лингвистическая организация - отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо. Реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтетические единицы (слова и предложения). При этом используется парадигма языковых средств, как указывает Е.С.Иванов.
Упрощенная психолого-лингвистическая модель процесса порождения письменной речи может представляться следующим образом:
мотив
программирование (общее содержание, последовательность, формулировка первой мысли)
оформление мысли в предложение, семантический этап переходит в языковой
анализ предложения на слова (выделение границ слов)
звуковой анализ структуры слов
соотнесение выделенных фонем с графемами
воспроизведение графем с помощью движений руки, как описывается в работе А.Н. Корнева.
К процессу письма имеет отношение весь мозг, все корковые отделы. Наибольшее участие принимают следующие участки коры головного мозга:
лобная доля (левое полушарие) отвечает за организацию произвольных движений, за двигательную организацию речи (центр Брока), за планирование и регуляцию деятельности.
Височная доля: слуховой, гностический центр речи (центр Вернике). Височная доля играет важную роль в организации механизмов памяти.
Затылочная доля отвечает за восприятие и переработку зрительной информации, за организацию сложных процессов зрительного восприятия
Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувственных раздражителей, за пространственную ориентацию (кожно-мышечно-кинестетическое чувство)
В нижней теменной извилине расположен центр праксиса, т. е усвоенных в процессе целенаправленных упражнений и автоматизированных движений (механический элемент письма).
Все мозговые зоны функционируют по принципу динамической локализации. Это обуславливает возможность компенсации нарушенной деятельности какого-либо из звеньев данной системы, обеспечивая письмо, как отмечает в своей работе Р.Е.Левина.
Письменная речь усваивается сознательно в процессе обучения. Для возможности обучения обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов, участвующих в письменной речи.
По А.Н. Леонтьеву психическую структуру письма можно представить в виде трех основных операций:
процесс символизации фонем
процесс моделирования звуковой структуры слова
графомоторные операции
Предпосылки формирования этих операций:
навык символизации (формируется в символьных играх с замещением предмета, в ИЗО-деятельности)
развитие фонематического восприятия ребенка (Р.И. Левина [8] выделяет несколько этапов), завершающий этап - осознание звуковой стороны слов (с помощью специального обучения)
овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв
графомоторные навыки, развитие которых тесно связано с состоянием зрительно-моторной координации
Предпосылками письма можно представить также:
Сукцессивные процессы, т. е. анализ и синтез временных последовательностей сигналов и стимулов.
Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных
классов
Развитие речевой деятельности является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личн ...
Индивидуально-дифференцированный подход на основе физической
подготовленности
В систему индивидуальной работ работы с детьми в процессе их физического воспитания включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка. По характеру физической подготовленности, дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями ...
Методика развития быстроты движения
Как физическое качество быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагая, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдел ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.