2). Закрепление беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности:
винительный падеж (нулевое окончание, окончание -у,- а /- я);
родительный падеж (грамматические формы с окончанием - а/ - я; затем грамматические формы с окончанием – и/ - ы );
дательный падеж (закрепление окончания – у/ - ю, затем окончание е);
творительный падеж (со значением орудийности), (окончание мужского рода – ом / - ем, затем – ой существительных женского рода).
Закрепление беспредложных падежных конструкций проводится с учетом следующих лингвистических факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличие изменений в основе (чередования, появления беглого гласного, наращивания основы).
В процессе работы по формированию форм существительных винительного падежа следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевлённости – неодушевлённости.
3). Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями происходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются предлоги в, на, под, над, у имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под, к, с.
В процессе обучения первоначально работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем должна проводиться дифференциация предлогов.
Работа ведётся в три этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации; уточнение предлога в импрессивной речи; употребление предлога в экспрессивной речи.
На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие должно осуществляется по следующим направлениям:
уточнение значений одного и того же предлога: а) с существительными одного склонения; б) с существительными других склонений;
дифференциация различных значений одного и того же предлога;
дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахождения или направления);
закрепление связи между приставочным глаголом и предложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола.
Говоря о правильности или неправильности употребления ребенком предлогов, необходимо иметь в виду две стороны этой проблемы: правильность употребления самого предлога и правильность употребления окончаний имен существительных, связанных с этим предлогом.
Правильность употребления предлога по смыслу связана с пониманием пространственного расположения предметов. Трудность такого понимания свидетельствует о недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений.
Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы.
4).Закрепление беспредложных форм множественного числа.
5).Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный падеж (окончания – ам/ - ям), творительный падеж (окончания – ами/ - ями), родительный падеж (окончания – ов/ - ев, нулевое окончание, окончание - ей), предложный падеж (окончание – ах/ - ях).
При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).
Этапы образования форм множественного числа существительных:
1 этап - продуктивные формы:
а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.
2 этап – менее продуктивные формы:
а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.
3 этап – дифференциация грамматических форм.
Выделены те формы словоизменения, которые являются наиболее трудными для усвоения детей с речевой патологией.
В ходе работы по преодолению аграмматизмов в речи детей нужно стараться воспитать у них прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка. Это и будет способствовать постепенному исчезновению аграмматизмов не только в устной речи, но и на письме.
Методические особенности проектно-творческой деятельности на уроках
трудового обучения учащихся начальной школы
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, ...
Специфика экспериментальной методики обучения двигательным действиям
Мы постарались усовершенствовать общепринятую методику обучения двигательным действиям на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей школьников 6-го класса, которая заключалась в следующем. Прежде чем разучивать двигательное действие, его образцово показывают ученикам в целостном виде. С ...
Характеристика психофизического развития детей
среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 11 до 15 лет (V–IX классы) . Как указывает Эльконин Д.Б. (1999) – данный возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии, т. к. он связан с процессом полового созревания и является критическим в биологическом ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.