Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 11 до 15 лет (V–IX классы) .
Как указывает Эльконин Д.Б. (1999) – данный возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии, т. к. он связан с процессом полового созревания и является критическим в биологическом развитии. Интенсивный рост организма, увеличивается масса тела, растёт скелет (быстрее, чем мышцы), развивается – сердечнососудистая система. В следствие полового созревания у ребёнка может возникнуть чувство тревоги.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1–2 года раньше, чем у мальчиков.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 11–15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объём дыхания и растёт показатель жизненной ёмкости лёгких: у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Таким образом, характерная черта данного возраста – это неодновременность формирования отдельных систем и органов подростка.
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
По словам Дубровского В.И. (1999) – по структуре, объёму корковых полей двигательного анализатора, дифференцировочной способности зрительного анализатора мозговая деятельность детей 10–13 лет приближается к аналогичным показателем взрослого человека, а подвижность нервно-мышечной системы достигает нормы взрослых. Это создаёт благоприятные условия для развития ловкости.
Этот возраст, по словам Кошелевой А.Д. (1985), исследовали многие психологи. Холл С. указывает на противоречивость поведения ребёнка, непостоянность (например, интенсивное общение меняется замкнутостью; уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе). Он назвал период 10–12 лет – кризисным периодом, исходя из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.
Коротов В.М. (1981) рассматривает внешние и внутренние предпосылки кризиса.
Внешние предпосылки: это изменение характера учебной деятельности. Многопредметность, содержание учебного материала предполагает много теоретических наук, предполагающие к абстрагированию, качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований (много учителей). Отсюда необходимость собственной позиции.
Внутренние предпосылки: начинается половое созревание, бурный физический рост. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте.
Л.С. Выгодский Л.С. (1989) выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
• эгоцентрическое – интерес к собственной личности;
• «доминанта дали» – установка на большие масштабы;
• «доминанта усилия» – тяга к волевому напряжению и сопротивлению:
• «доминанта романтики» – стремление к риску, героизму и неизвестному.
Ведущая деятельность – общественно полезная и интимно-личностное общение со сверстниками.
Общественно-полезная деятельность является для ребёнка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых. По словам Столетова В.Н. (1982), создаётся возможность реализации своей индивидуальности в общем, деле, удовлетворяя стремления в процессе общения не брать, а давать.
Разноуровневое обучение
Для того чтобы полноценно использовать личностно-ориентированные технологии в школе, обучение должно быть дифференцированным. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные возможности учащихся. Учет индивидуальных различий учащихся можно пон ...
Концептуальные подходы к диагностике
интеллектуальных способностей младших школьников
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно ...
Различные современные подходы к определению понятия «функция»
Понятие функции часто встречается в школьном курсе математики и хорошо знакомо учащимся. Тем не менее на приемных экзаменах в вузах поступающие допускают много ошибок при использовании этого понятия. Объясняется это различными причинами, но в первую очередь тем, что слово «функция» используется в м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.