Можно, например, предложить послушать музыку, чтобы вызвать у ребенка определенные чувства и переживания, чтобы углубить, усилить, закрепить полученные детьми впечатления, создать спокойное настроение.
Музыка и песня должны быть высокохудожественны, потому что только на художественном материале развивается вкус детей. Дети могут слушать произведения как классиков, так и современных композиторов. Иногда музыкальные работники играют детям свою собственную импровизацию, весьма невысокого качества. Эта музыка не способствует развитию художественного вкуса и не должна иметь места в работе с детьми.
Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию данной группы детей; сложная музыка вызывает излишнее утомление и бесполезное напряжение внимания. При выборе произведения надо учитывать возраст детей, их интересы.
Не следует давать материал, который требует слишком быстрого темпа или очень сильного звучания: дети дошкольного возраста, особенно младшего, не успевают следить за сменяющимися звуками, а слишком громкое звучание сливается для них в сплошной шум.
Выбирая песню для слушания, нужно учитывать вокальные данные воспитателя, который будет исполнять песню; при выборе фортепианной музыки - умения музыкального работника.
В отдельных случаях, преимущественно в младшей группе, может быть использован иллюстративный материал: книжки, картинки, игрушки. Некоторые воспитатели и музыкальные работники злоупотребляют показом иллюстративного материала и таким образом ослабляют непосредственное воздействие музыки. Постоянно давая ребенку готовый образ, воспитатели мешают развитию его творческого воображения.
От качества исполнения зависит заинтересованность детей и усвоение материала. Чем лучше и выразительнее будет спета песня или исполнена пьеса, тем больше она понравится детям и тем лучше дети усвоят ее. При исполнении песни воспитателю нужно внимательно отнестись к своей дикции: ни одно слово не должно пропасть для ребенка. Часто воспитатель не решается исполнить детям песню, ссылаясь на то, что у него нет голоса. Эти ссылки неосновательны, так как при исполнении песни для детей дошкольного возраста основное не сила голоса, а качество исполнения.
Для того чтобы музыка произвела впечатление на ребенка, нужно не только умело выбрать материал, правильно его исполнить, но и подготовить ребенка к восприятию музыки, направить его внимание во время слушания.
Прежде чем исполнять произведение, воспитатель знакомит детей с тем, что они услышат. Это знакомство происходит по-разному, в зависимости от материала. Можно сказать лишь название вещи, например: «Я сыграю вам музыку "Бабочки"». В некоторых случаях перед исполнением музыкальной пьесы воспитатель проводит короткую беседу на тему, которую дети услышат в музыке. Так, перед исполнением музыкального отрывка «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова воспитатель спрашивает детей, какие птицы прилетают весной из теплых стран, напоминает, что они вьют гнезда и выводят птенцов, затем предлагает послушать, как прилет птиц и пение переданы в музыке.
Перед исполнением знакомой музыки или песни следует иногда предложить детям угадать, что будет исполнено. Усвоение текста некоторых песен трудно для детей; в таких случаях воспитатель предварительно рассказывает содержание песни или полностью читает текст, особенно если песня дается в патефонной записи. Часто слушание музыки дается в связи с рассказом. Вот пример такого занятия, проведенного в средней группе Красовской (Ярославль).
Проблема развития креативности младших школьников
Креати́вность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а т ...
Игры на установление пространственных отношений между предметами
Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между ок ...
Анализ современного состояния социальной педагогики
Социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь. И её современное состояние на прямую зависит от исторических корней. И мы считаем, что необходимо провести анализ современного состояния социальной педагогики. Мы выдели следующие критерии анализа современного состояния социальной педагог ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.