Педагогика и образование » Музыка и развитие мыслительной деятельности дошкольников » Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников

Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников

Страница 1

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж, вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.

Слушание музыки - одно из основных средств эстетического воспитания. Оно должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки воспитатель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение.

Великий педагог В. Г. Белинский писал, что «влияние музыки на детей благодатно и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать, но она наполнит гармонией их новые души .».

К сожалению, в детских садах часто недооценивают этот вид музыкальной работы, может быть, потому, что слушание музыки не дает быстрых результатов, как пение или движения под музыку.

Музыка - сложное искусство. Наиболее легко воспринимается детьми 3-4 лет песня, исполненная воспитателем без инструментального сопровождения. Инструментальное сопровождение вначале мешает малышам разобраться в тексте. В первое время детей интересует то, о чем рассказывается в песне, а музыка играет как бы подсобную роль. Постепенно вводится слушание песни с сопровождением фортепиано или какого-нибудь другого инструмента. Малыши слушают музыку главным образом в связи с музыкальной игрой, пляской. Так, прежде чем дать детям музыкальную игру «Воробышки и автомобиль», воспитатель предлагает послушать музыку о том, как летают воробьи, как двигаются автомобили. Ознакомившись предварительно с музыкой, детям легче передать ее впоследствии в своих движениях. Но можно в младшем возрасте давать слушание несложной инструментальной музыки как программной, т.е. написанной на определенный сюжет, так и вне связи ее с движением.

С возрастом при правильной постановке музыкального воспитания возможности детей возрастают. Детям средней и старшей групп даются отрывки более сложные по содержанию, по характеру, по гармонии и более длинные. Например, из программной музыки можно дать «Болезнь куклы» (музыка П. Чайковского), «Веселый крестьянин» (музыка Р. Шумана), «Птички» (музыка Э. Грига); из непрограммной музыки - «Мелодию» А. Рубинштейна; из танцевальной музыки - вальсы, экосезы Ф. Шуберта, Л. Бетховена, польки М. Глинки, С. Рахманинова.

При проведении слушания музыки существенными моментами являются правильный выбор музыкального произведения, создание интереса к нему, исполнение музыкального материала и усвоение его детьми. Выбор музыкального материала определяется теми задачами, которые ставит перед собой воспитатель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...

Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков
Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач. Формирование умений, навыков и соответствующих знаний – одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли сту ...

Приёмы и средства формирования ритмико-интонационных навыков у учащихся
Вполне естественно, что безупречная интонация является украшением речи, звучащей на любом языке. Однако не стоит драматизировать ситуацию с обучением интонационным навыкам в условиях современной основной школы. Поэтому, было бы гораздо разумнее научить учащихся основным модельным фразам в аппроксим ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0215