В старших группах некоторых детских садов при проведении слушания музыки играются произведения одного композитора, детям показывают его портрет, кратко рассказывают некоторые интересные факты из его жизни, преимущественно из детства. Так были проведены концерты, посвященные столетию со дня рождения Чайковского, концерт, посвященный Бетховену, Римскому-Корсакову. Очень нравится детям концерт-загадка, например:
«Угадай, на каком инструменте играют». Для такого концерта подбирается соответствующая музыка: так, при использовании патефона ставят такие пластинки, как народная мелодия «Во саду ли в огороде» (секстет домр), «Марш», музыка Р. Глиера (квартет баянистов), полька «Бродячие музыканты» (ансамбль ксилофонистов).
Прослушав произведение, дети обычно делятся впечатлениями с товарищами, воспитателем, музыкальным работником. Но случается, что они так поглощены услышанным, что по окончании музыки наступает тишина - дети молчат. Слова в этот момент могут нарушить впечатление, полученное от музыки, и воспитателю не следует непременно добиваться того, чтобы дети высказывались. Однако молчание детей может происходить и по другой причине: именно оттого, что музыка оказалась трудна для детского восприятия.
Иногда высказывания детей бывают далеки от настоящего содержания музыки; в таком случае воспитатель или музыкальный работник обращает внимание детей на содержание и характер музыки. Уточнив детские впечатления, следует еще раз проиграть музыкальные произведения. Иногда музыка вызывает у ребенка потребность в движениях: например, слушая веселую музыку, дети хлопают в ладоши, прыгают. Если эти движения не мешают ребенку воспринимать музыку, а наоборот, как бы дополняют и углубляют ее восприятие, воспитатель допускает их.
Обычно следует проводить слушание музыки без последующего разбора, так чтобы дети воспринимали ее непосредственно. Но иногда можно разобрать с ними музыку после того, как они ее прослушают. Разбор состоит в том, что дети определяют характер музыкального произведения, его частей, отдельных средств музыкальной выразительности (сила звука, высота).
Учитывая положительное влияние слушания музыки на детей, следует возможно больше расширить рамки этой работы даже в детских садах, где нет музыкального работника или воспитателя, играющего на каком-нибудь инструменте. В таких случаях можно приглашать баяниста, пользоваться компьютером, DVD-проигрывателем, музыкальным центром, магнитофоном, детскими радиопередачами.
Некоторые воспитатели пренебрежительно относятся к компьютеру, плохо умеют работать с аудио-дисками. Компьютер портативен, воспитатель может им пользоваться в любое время; с помощью интернета дети имеют возможность познакомиться с музыкой в различном исполнении, слушать сольное, хоровое пение, различные музыкальные инструменты (баян, скрипку, виолончель, рояль), духовой и симфонический оркестры, оркестр народных инструментов. Здесь существует еще одна особенность, что можно не только прослушать музыку, но и дать детям возможность познакомиться с видеоклипами, посмотреть манеру исполнения песен, познакомиться с музыкальными исполнителями воочию.
При проведении слушания музыки с помощью компьютера или DVD-проигрывателя воспитатель усаживает детей полукругом, а стол с компьютером ставит против них, чтобы все видели монитор и видеоизображение.
В жизни детей большое значение имеют радиопередачи. По радио дети слышат артистов, мастеров слова, певцов, музыкантов. Радио способствует обогащению речи детей, развитию музыкального слуха, вкуса, творческого воображения.
Классификация компетенций
В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать (scriptural thought (writing) и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); обще ...
Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков,
обучающихся в учебных заведениях инновационного типа
Как уже было заявлено в начале нашей работы, изучение ценностных ориентаций не видятся нам конструктивным вне применения культурологического и системно-деятельностного подходов. На основании этого мы считаем необходимым проведением опытно- экспериментальной работы в одной из школ города Тулы- муниц ...
Анкета качества урока Е.А. Юниной и А.И. Севрука как средство оценки качества преподавания
Одной из самых актуальных задач управления образовательным процессом является мониторинг состояние преподавания в школе. В своем образовательном учреждении мы реализуем технологию мониторинга с использованием анкеты качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина и А.И. Севрук. Данная технолог ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.