Вокальное воспитание - это процесс, направленный на развитие голоса и певческой техники, который осуществляет педагог-хормейстер.
Развитие певческого голоса является важнейшей частью работы в детском хоровом коллективе, ведь певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого здорового школьника. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального образования.
Касаясь вопросов вокально-хоровой деятельности в школе, педагог дореволюционного времени Г.А. Рукавишников пишет:". по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились".
Одна из задач, стоящих перед школьными занятиями музыкой, - научить каждого ученика, поющего в хоровом коллективе владеть певческим голосом, вначале не всегда податливым и гибким. Можно считать, что способность к пению так же естественна, как и способность к речи. Разница лишь в том, что говорить учатся все, а петь - сравнительно немногие. Поэтому неспособность управлять своим голосом, наблюдаемая у определенной части школьников в начале занятий, оказывается результатом певческой безнадзорности и поддается исправлению и развитию. Хоровая активность коллектива вытекает как естественное следствие активности отдельных его членов. Известно, что активность в общении с музыкой значительно продвигает дело музыкального развития учащихся. Именно на эту, активную сторону хорового пения как формы музыкальной деятельности обращал внимание известный дореволюционный методист А.Н. Карасев: "Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие."
Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.
Высокую оценку хоровому пению как средству музыкального развития школьников давал академик Б.В. Асафьев. В статье "Хоровое пение в школе" он отмечал, что". школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными". Он говорит о том, что все учащиеся являются членами хора, но есть более поющие, а есть менее поющие. Лучшие хористы своими природными музыкальными данными поддерживают хоровую организацию, а остальные учащиеся так же ответственно относятся к своему делу.
Так, ядро, костяк школьного хора, действительно, призваны составлять дети с яркими вокально-слуховыми данными. А вокруг них концентрируются те, кто, имея большое желание петь, обладают более скромными возможностями. Хоровой коллектив, объединяя учащихся с различным уровнем слуха и голоса, может многое дать для их развития в музыкально-исполнительском плане.
Методы, условия, средства развития ловкости
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. То есть ловкость зависит от пластичности и подвижности нервной системы и её умения адаптироваться к изменяющимся условим внешней ...
Комплект пособий для самостоятельной аудиторной работы
В данных комплектах преподаватель демонстрирует и предоставляет возможность для самоконтроля по всем элементам и способам деятельности, которые включены в программу обучения, а также предлагает темы для самостоятельного изучения. Для того чтобы стремление работать творчески самостоятельно превратил ...
Уроки творчества
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.