Педагогика и образование » Влияние экологического образования на воспитание трудолюбия у младших школьников » Воспитание трудолюбия на уроках естествознания в начальной школе

Воспитание трудолюбия на уроках естествознания в начальной школе

Страница 2

Формирование точной деятельности, лежащей в основе трудолюбия, предполагает наличие высокого уровня интеллектуальных умений, а для этого необходимы отличные знания - полные, глубокие и точные.

Суть формирования точных знаний в процессе усвоения материала заключается в их развитии, в переходе от простых форм к более сложным, от умения воспроизвести знания к умению применить их в сходной ситуации по образцу, то есть в переходе на основе приобретенных знаний к творческой деятельности.

Более высокий уровень точности знаний достигается, если познавательная деятельность, направляется не столько на усвоение и воспроизведение готовых знаний, сколько на самостоятельное оперирование ими в различных ситуациях учебного процесса.

Наряду с восприятием готового критерия знаний, адекватного по точности материалу, преподносимому учителем, точность знаний предусматривает творческий элемент, предполагая сознательность и трудолюбие как одно из своих условий. Ведь не будучи в той или иной мере сознательным, нельзя быть ни трудолюбивым, ни точным. Определенный уровень овладения одним из перечисленных взаимосвязанных признаков неизбежно влечет за собой соответствующий ему уровень другого признака; на воспроизводящем уровне овладения признаками, возможно, их значительное отставание друг от друга, на более же высоких уровнях такого расхождения быть не может.

Точность и сознательность предстают как две стороны единого процесса познавательной деятельности ученика. Что касается наивысшей степени точности знаний, то о ней можно говорить при условии способности учащихся внести что-то свое, новое, приблизить логику своей познавательной деятельности к логике научно-исследовательской работы, действовать на основе собственного понимания, личных установок, руководствоваться сложившимися в их сознании критериями точности знаний. Только тогда, когда ученик в высокой степени в соответствии со своим уровнем развития осознает изучаемый материал, точность его знаний достигает того уровня, который является одним из решающих условий эффективности обучения и воспитания трудолюбия.

Чем больше совершает ученик на уроке мыслительных операций (сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение и т.д.), тем интереснее происходит у него процесс запоминания, тем прочнее усваивается то, о чем рассказывает учитель.

Но сами по себе точные знания не могут формировать трудолюбие. В качестве основы его воспитания они выступают только тогда, когда их используют определенным образом, когда «ни становятся инструментом деятельности школьника и включаются в его учебный процесс как средство для реализации стоящей перед ним цели, для развития соответствующих методов мышления.

Содержание и методы обучения и воспитания учащихся несут в себе заряд трудолюбия. Но этот заряд измеряется не столько знаниями, умениями и навыками, сколько способностью углубленно мыслить, чувствовать, созидать. Это не значит - не заботиться о знаниях в процессе обучения. «Учить и забывать - значит разрушать память», - гласит известное правило дидактики. Поэтому учитель стремится в основу содержания обучения положить принципы гуманности, народности, которые не дают возможности быстро забывать изученное, а содействуют передаче стереотипов из поколения в поколение. Сейчас изменяется дидактика в сторону использования полученных знаний как оружия познавательной деятельности. Этим самым знания приобретают действенный характер.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Модульный принцип построения учебного плана
Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах испол ...

Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы
Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и воспитании их нравственности. На этапе последнего контрольного эксперимента мы использовали те же методы диагностики, что и в первом констатирующем эксперименте: бе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0225