Педагогика и образование » Влияние экологического образования на воспитание трудолюбия у младших школьников » Воспитание трудолюбия на уроках естествознания в начальной школе

Воспитание трудолюбия на уроках естествознания в начальной школе

Страница 3

Введенный в школу стандарт образования подразумевает обязательное творчество в его осуществлении. Для этого предлагаются вариативные программы, разные технологии, различные учебные пособия. Учитель не сковывается единым учебным планом и программой. У него появляется выбор, который определяется возможностями самого учителя и возможностями среды, в которой находятся учащиеся и в целом школа.

Только сплав образования и нравственности формирует нравственно-трудолюбивую личность.

Таким образом, учебная деятельность содержит основы, позволяющие готовить учащихся к участию в общественно-полезном труде, формировать их мышление, необходимое для трудолюбивого человека.

Учебная деятельность имеет свою специфику. Во-первых, это целенаправленный процесс, систематически регулируемый требованиями извне, со стороны обучающегося; во-вторых, это процесс, зависящий от условий обучения, но определяющий ими неоднозначно, а в зависимости от особенностей личности учащихся, от их отношения к данному виду учебной деятельности. Учебная деятельность учащегося - это познавательная деятельность, направленная на изменение его собственного опыта. Учебно-познавательная деятельность протекает тем эффектнее, чем активней в ней участвует мышление учащихся.

Для воспитания трудолюбия необходимо так организовать деятельность учащегося, чтобы она была направлена на осознание и разрешение учебно-познавательной проблемы.

Уровень самостоятельности и активности при выполнении учебных и трудовых знаний зависит от степени овладения учащимися приемов самоконтроля. Без самоконтроля не может быть самостоятельной работы. Самоконтроль - качество личности, связанное с проявлением ею активности и самостоятельности, структурный элемент процесса воспитания трудолюбия и самовоспитания, к функциям которого относится управление человеком своей деятельности и поведением. Он дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, корригировать их, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от не желательных действий, неправильных поступков.

Наиболее эффективной формой организации учебного процесса по воспитанию трудолюбия учащихся является самостоятельная работа. Самостоятельная работа, как отмечают многие педагоги, - сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. По отношению к преподавателю самостоятельная работа-это и метод обучения, и средство обучения, и форма взаимосвязанной деятельности.

Детализируя общую логику протекания процесса самостоятельной учебно-познавательной деятельности и трудовой деятельности человека, можно выделить в них наличие следующих умений:

1) выбрать цель, увидеть задачу;

2) выбрать пути и средства для решения задачи;

3) применить усвоенные знания и навыки в практической реализации решения задачи.

Одной из основных отличительных черт человека является присущая только ему осознанная и целенаправленная деятельность, причем любая деятельность.

Основными элементами любой деятельности являются:

- мотивы, которые побуждают человека к деятельности;

- цели как результат, на достижение которых направлена деятельность;

- средства, с использованием которых осуществляется деятельность.

Навязанная работа, выполняемая в порядке приказа, не может дать желанных результатов в школе, семье, вообще в жизни. Вот почему так ценно внести во все аспекты школьной работы мотивацию; создать трудовую школу, «школу жизни», использующую трудовые методы воспитания.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Типы школ
К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, нача ...

Европейский гуманизм и развитие теории высшего образования
Говоря о теории образования применительно к периоду нового времени (XVI–XVIII вв.), следует иметь в виду, что идейно-философский и культурно-исторический контекст этого времени определяется такими эпохальными событиями, как Возрождение, Реформация, Контрреформация, Просвещение. Меритократическая те ...

Организационные формы обучения
Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и упр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.037