• можно поручить каждой группе учащихся найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.
Каждая группа, обсудив свое мнение в узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом обсуждении, в случае необходимости корректирует и направляет ход мысли учащихся, предлагает дополнительные источники информации.
5. Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).
6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).
Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию. Учащиеся определяют ее достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие вопросы: какие источники информации использовались; представляет ли информация доказательства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу продолжить исследование.
7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой многократная.
8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.
В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приведенные в таблице.
Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения |
Предполагаемая . форма . базируется на . Предполагаемый подход. основан на. Предлагается метод. который. Далее будет предложен один из методов . Настоящая работа посвящена . Мы предлагаем . Мы полагаем, что оптимальный вариант решения проблемной ситуации . должен быть основан на. Наша точка зрения такова . |
Особенность(новизна) предлагаемого варианта решения |
Особенность предполагаемого способа. состоит в следующем. Отличительная черта предлагаемого метода . заключается в следующем . Характерным признаком, отличающим наш способ . является . Новизна предлагаемого подхода состоит в . Новизна. проявляется в. Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в . |
Технические средства, оборудование |
В ходе исследования использовалась следующая аппаратура . Технической базой проведения исследования послужила система . Для этого применялось следующее оборудование . С целью . был использован аппарат . |
Метод исследования |
В данной работе использован метод. применена методика. Используемый метод основан на . Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как . Сочетание наблюдения и тестирования позволило . |
Применение таких методов, как . дало возможность . В состав методов, обеспечивших проведение данной научно-исследовательской работы, входили . | |
Экспериментальная проверка |
Эксперимент показал, что . Эксперимент . проводился в . Опытным путем показано. Испытания проводились . Опыты подтвердили, что. Наши эксперименты доказали, что. Цель эксперимента . |
Особенности курса информатики на
современном этапе
В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, затрагивающий все ступени образования. Необходимость организации непрерывности обучения информатике в средней общеобразовательной школе назрела давно. Ещё Козьма Прутков ск ...
Классификация типов темперамента
Все люди различны по своему телесному строению, по росту, очертаниям лица и затем по их характерным особенностям, темпераменту, способу реагировать, чувствовать и действовать. В высшей степени характерно, что именно эти два больших комплекса явлений, строение тела и темперамент, находятся друг с др ...
Особенности пространственной ориентировки детей
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так дошкольного называемой чувственной системы отсчета, т. е, по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.