непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
II. Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности школы направлены на отработку модели «Общеобразовательная школа – школа полного дня» и работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
программа каникулярного оздоровления детей через учебный лагерь, учебные и научно-исследовательские экспедиции, профильные смены.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» включает разработку и реализацию следующих проектов:
«Проектная деятельность школьников в системе «Школа 2100»;
«Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии»;
«Проектная и научно-исследовательская деятельность во внеурочное время».
«Школьное научное общество учащихся»;
ноосферное развитие;
организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы школьников;
курс «Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся».
1. Проект «Проектная деятельность детей среднего дошкольного возраста в системе «Школа 2100».
Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.
Программа позволяет
формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.
2. Проект «Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии».
Применение метода проектов на уроках:
проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – получение знаний. Проекты направлены на получение знаний (экспериментально-исследовательские) и на передачу знаний (образовательные: выступление школьников в роли учителей, методистов, авторов учебников); иностранный язык – работа с информацией (в т.ч. составление своих информационных объектов) и общение на изучаемом языке;
проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – формирование культуры (физической, технологической, эстетической): на уроках физкультуры – проекты по подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников; на уроках технологии – проекты полного цикла разработки каких-либо изделий (от проектирования до выбора технологий и изготовления); на уроках эстетического цикла – проекты по изготовлению продуктов декоративно-прикладного искусства и проекты с проведением музыкально-сценических мероприятий. Создание проблемных ситуаций; дидактические средства: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссия.
проекты во внеурочное время.
Учебные исследования выполняются в процессе выполнения домашнего задания:
проведение наблюдений,
постановка опыта,
проблемный анализ текста,
подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,
творческие работы.
Научно-исследовательская деятельность на учебном занятии.
Проведение учебного эксперимента
Некоторые нетрадиционные формы занятий
применение исследовательского метода обучения
Виды проблемного обучения и основные методы
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...
Определение понятия
"представление" в отечественной и зарубежной литературе
Представления занимают важное место в психической сфере человека и являются неотъемлемым компонентом познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют работы ряда авторов М.С. Лебединского, Е.П. Кок, А.Р. Лурия, Дж.С. Брунер, Ю.В. Борисова, В.М. Навицкая, И.В. Сычевич. В частности концепция о тр ...
Понятия «умственное развитие» и «умственное
воспитание»
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказы ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.