Педагогика и образование » Развитие мотивационных факторов учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья как средство повышения ее продуктивности » Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности

Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности

Страница 2

• Разъяснение общественной и личной значимости изучаемой темы

2. Приемы, способствующие развитию у воспитанников умений преодолевать препятствия, возникающие в процессе ориентировки и исполнения деятельности.

• Упражнения на определение для себя реалистичности поставленной цели - направлены на формирование у учащихся умения различать степень затраченных усилий (старания) при выполнении деятельности и объективную сложность задания.

• Упражнения на устойчивость целей (в том числе, в условиях помех), на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение - направлены на развитие у учащихся умения подчинять промежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности.

• Формирование у школьников умения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности - способствует предупреждению учащимися возможных ошибок .

Кроме выше названных, в некоторых случаях бывает целесообразным применение таких приемов, как перенос индивидуального инструктажа на момент, когда учащийся пытается начать работу и сталкивается с первыми трудностями. Этот прием эффективен тогда, когда учащийся стремится приступить к работе, не дожидаясь объяснений учителя, а все попытки педагога заставить его выслушать их и настоять на своевременном начале выполнения изделия приводят либо к потере интереса, либо к негативным реакциям со стороны ребенка.

В тех случаях, когда непредвиденные трудности все же привели к снижению работоспособности ученика, эмоциональному спаду, возникновению аффективных реакций, можно использовать такой прием, как временное переключение учащегося на работу, которая ему более интересна и лучше получается.

3. Приемы, способствующие формированию у воспитанников положительного отношения к результату своей деятельности.

• Организация выставки работ учащихся - способствует удовлетворению у школьников потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.

• Подкрепление даже маленькой удачи учеников — способствует укреплению силы и действенности возникшего у детей мотива. Имеет значение для тех детей, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны учителя, а также для школьников, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха.

• Постановка положительной мотивационной перспективы – это подкрепление мотива учащихся путем раскрытия перед ними ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих занятиях.

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике используются такие "педагогические подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов. Эти воздействия обусловливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительное, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Развитие мыслительной деятельности ребенка
Особая роль в сенсорном воспитании (целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия) детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, ...

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности в школах с углубленным изучением математики
Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений. Важно знать не только объективные результаты учебной деятельности ...

Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых детей
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 13» города Норильска, Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с октября по ноябрь 2007 года. Для сравнительного исследования были отобраны две группы детей в возрасте 9-9,5 лет: из них десять школьников с дисграфией, посещ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2284