Для выявления причин несформированности согласованных действий в процессе строительной деятельности у детей 6 года жизни мы исследовали педагогические условия организации этой деятельности в подготовительной группе. Для этого проанализировали работу воспитателей и предметной среды, созданной в данной группе. Провели анализ планов воспитательно-образовательной работы и анкетирование воспитателей по теме исследования.
При анализе условий, созданных в группе, для воспитания согласованных действий в процессе строительной деятельности, мы опирались на работы З.В. Лиштван, Е.И. Корзаковой, ЛА. Парамоновой, А.Н. Давидчук, Л.В. Куцаковой.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы (тематического и перспективного) показал, что занятиям и играм со строительным материалом уделяется должное внимание. Ведется работа по формированию дружеских отношений, согласованию замыслов в деятельности, повышению культуры общения и поведения взаимопомощи и т.д.
Однако в календарном плане занятия со строительным материалом и строительные игры не отражены. Не прослеживается взаимосвязь строительных и сюжетно-ролевых игр. Практически отсутствуют задачи по формированию детского коллектива, развитию положительных взаимоотношений и воспитанию согласованных действий в совместной детской деятельности. Это подтверждают и результаты нашего констатирующего эксперимента.
Нами также было обнаружено, что игровая комната недостаточно снабжена строительным материалом, нет необходимого количества строительных наборов. Весь имеющийся в группе строительный материал находился лишь в двух ящиках, что затрудняет выбор деталей при этих ящиках в хаотичном порядке лежали фигуры различных строительных наборов.
Разработанная нами опытная программа воспитания умений детей 6 года жизни согласованно действовать в строительной деятельности была построена с учетом возрастных особенностей детей.
На первом этапе была решена задача обучения детей строительным умениям, воспитания у них интереса к совместной деятельности, закрепления полученных строительных умений и овладения наиболее элементарными способами объединения.
В обучении детей конструированию использовали приемы, рекомендованные А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой.
Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Как правило, в старшей группе совместные постройки также осуществляются на повторных занятиях, после того как подобная конструкция выполнялась детьми индивидуально. Менее сложные объекты (грузовой автомобиль, мост) можно предложить для постройки вдвоем после анализа образца. Во второй половине года число вместе строящих детей увеличивается до трех-четырех, если объекты знакомы и это удобно для работы. Например, дети уже строили вдвоем мост и дом. Теперь они могут вчетвером сделать широкий мост или широкую горку, здание детского сада. Предварительно педагог объясняет ребятам задание. При строительстве моста или горки каждая пара детей делает одну сторону по длине. При строительстве детского сада необходимо сначала всем вместе сделать фундамент, что определяет размер здания, а затем договориться, какими будут стены и какую из них будет строить каждый. Закончив постройку стен, а затем и крыши (при поочередном укладывании деталей), дети договариваются об оформлении парадного входа и выполняют это парами. Создание одной постройки вчетвером является довольно трудным заданием, поэтому такое занятие лучше проводить по подгруппам.
Нередко возникает необходимость построить игровой комплекс (улица города, речной вокзал с пристанями и кораблями, аэропорт и др.). Здесь могут быть использованы индивидуальные и совместные постройки. Этот вид строительной игры объединяет одной целью нескольких детей. Их деятельность может включать в себя элементы здорового соревнования, здесь большие возможности для упражнения в планировании, для договоренности о том, кто и что будет строить, какого размера будет каждая постройка, какие объекты можно выполнить индивидуально, как пространственно их расположить. В таких случаях у детей создается возможность проявить творчество, индивидуальность. Игра потребует и распределения ролей, и развития сюжета, и умения строить отношения на правильной основе.
Куклотерапия как разновидность сказкотерапии
Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой на встречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне оче ...
Диалогическая речь как форма связной речи: характеристика, языковые
особенности
Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, ...
Модульный принцип построения учебного плана
Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах испол ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.