Общественно-ценностный аспект
Коллектив - идейная, ценностно-ориентированная общность людей, для которых организованная структура является средством достижения общей цели. Духовное единство выражается сегодня в стремлении к обновлению общественного строя.
Культурно-эстетический аспект
Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению знаний, умений, навыков, впечатлений, образов, переживаний, к содержательному обмену духовными ценностями, к повышению я эстетического уровня повседневных отношений, к эстетической организации всей жизни и деятельности. Особое внимание уделяется художественному творчеству школьников в коллективе как средства содержательного использования длительного времени детей и их развития.
Юридический аспект
Отношения в детском коллективе касаются и правовых аспектов жизни. В различных ситуациях ребенок учится осознавать не только сущность морального или аморального поступка, но и различие моральных правил от правовых. В отдельных случаях, нарушая моральные нормы, он нарушает закон и может быть наказан. Правовое образование, соединенное с практическим усвоением, детьми в коллективе, прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правового сознания.
Психологический аспект
Детский воспитательный коллектив является организованной социальной средой, целью которой является формирование коллективистских - направленных личностей. Целеустремленность коллектива способствует формированию здорового морального климата, мажорного тона отношений. Каждый ребенок, добровольно участвует в общественных стремлениях и делах, нуждается в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми, в деловом и дружеском общении. Детей стимулирует то, что в коллективе интересно жить и работать, радостно ощущать свою защищенность и доброжелательность товарищей, получать помощь, поддержку инициативы и творческих начинаний.
Организационный аспект
Организация, как средство подчинения, при отсутствии духовно-нравственного содержания, всегда вырождается в бюрократию и мертвый формализм. Однако, духовно-нравственной жизни людей, их цель и стремление вне организации остаются нереализованными. Дети интуитивно стремятся к организации. В их педагогически-неорганизованно1 среде стихийно возникают свои лидеры и иерархия отношений, благодаря которым большинство детей попадает в тяжелое подчиненное. Потому педагогическая организация, наполнена глубоким идейным содержанием, что способствует привлечению детей к деловым отношениям руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи, обогащая свободное общение, является ведущим воспитательным воздействием.
Индивидуально-личностный аспект
Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требует периодического обособления, одиночества, ему необходимо побыть одному, чтобы оглядеться вокруг, заглянуть в себя, осмыслить свои отношения с учебой, с прежних миром. Это способствует формированию самосознания, внутреннего нравственного мира личности. Духовное богатство - всегда результат творчества, огромной внутренней духовной работы, направленной на анализ и оценку впечатлений жизни и искусства. Обособленность, самостоятельность - одно из важнейших условий творчества. Поэтому в воспитательном коллективе дети должны иметь возможность временного обособления, считает академик Б.Т. Лихачев.
Педагогический аспект
Воспитательное воздействие и взаимодействие в коллективе организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной с сущности личности и яркой индивидуальности.
А.С. Макаренко выделял стадии развития коллектива в зависимости от степени социальной ценности его цели и задач, содержания деятельности и отношений, уровня дисциплины, организованности и межличностных отношений.
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что объединительным средством служит требование педагога к ученикам: "Требование, высказанное в форме, которая не допускает возражений"
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда вокруг вас организуется группа мальчиков и девочек, которые осознанно хотят соблюдать дисциплину
Технология организации обучения информатике учащихся 5–6
классов с помощью игр
В данной главе рассматривается технология организации обучения информатике учащихся с помощью игр, основные игровые элементы, применяемые на уроках информатике. Приводятся фрагменты урока с использованием игровых элементов. Проводится опытно–экспериментальная работа по использованию игр в обучение ...
Белая Книга: постановка проблемы
Выход в свет 22 января 2003 года Белой Книги “Будущее высшего образования”, выпущенной Департаментом образования и профессиональной подготовки (Department for Education and Skills, DfES) и представленной в тот же день Парламенту, ознаменовал новый этап в реформировании высшей школы. Правительством ...
Основные методы психодиагностики и их классификация
В настоящее время созданы и применяются на практике множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации. Операцио ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.