Педагогика и образование » Детский воспитательный коллектив

Детский воспитательный коллектив

Страница 1

Детский коллектив - это объединение детей на основе общей полезной деятельности (например, обучение общественной деятельности, спорта, туризма).

Важнейшие признаки, присущие любому коллективу - единство цели, определенная организация совместной деятельности - характерны также и для детского коллектива и отличают его от дружной компании. В отличие от коллектива взрослых, детский коллектив находится под руководством педагогов.

В современной педагогической литературе дается такое определение детского воспитательного коллектива: "воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором эффективно функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, соответствующей зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных взаимоотношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности".

Актуальность исследования. В существующем многообразии человеческих связей самым распространенным является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самыми многочисленными в обществе - разновозрастные объединения. Это взаимодействие имеет место в семье, во всех производственных и учебных коллективах. Важность постоянного общения детей разного возраста, воспитательное влияние разнововозрастных групп на развитие личности подтверждают труды A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также многих современных педагогов (Б.А. Дейча, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, JI.B. Байбородовой, E.H. Старостиной, Е.Б. Штейнберга и др.) в связи с тем, что взаимодействие в разновозрастных группах формирует опыт многообразных отношений, способствует развитию важнейших нравственных качеств, освоению культурных ценностей. В школе же взаимодействие детей часто замыкается в рамках одновозрастного объединения (класса). Реализация подростками своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависит от того, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с людьми разного возраста. В свою очередь, диапазон освоения социальных ролей связан с включением ребенка в деятельность разновозрастных групп и общностей. В настоящий момент сфера взаимодействия школьников существенно обеднена и ограничена. По данным JI.B. Байбородовой, в детских общественных организациях, которые в основном сегодня разновозрастные, состоит всего 4% школьников, а желающих объединиться в организацию - 62% от общего числа опрошенных. Более половины подростков не занимаются ни в каких объединениях и ни с кем не вступают в деловые отношения, кроме одноклассников, хотя потребность в расширении контактов с другими подростками испытывают 53% опрошенных.

Общество должно быть активно заинтересованно в разностороннем развитии личности ребенка, в его приобщении к миру социальных отношений, социальных ориентации, в формировании позитивной активности, и в то же время - в удовлетворении индивидуальных запросов и интересов в личностно и социально значимых видах деятельности.

Таким образом, перед современной педагогической наукой стоит проблема организации разновозрастного взаимодействия подростков. В условиях школы и учреждений дополнительного образования формирование классов, групп подчинено, прежде всего, образовательным целям, что делает практически невозможным объединение в один коллектив детей разного возраста.

И тут оказывается востребованным накопленный в прошлом богатый опыт работы с детьми в летнее время, его возможные модификации в современных условиях, его обогащение новыми педагогическими идеями, формами творческой практики. В летний период появляются широкие возможности восстановления здоровья детей, разрядки накопившейся в течение учебного года напряженности, обогащения духовных интересов. В детских загородных лагерях (ДЗЛ) может успешно реализовываться один из ведущих принципов организации летнего досуга детей - разнообразия личностно-ориентированных видов деятельности.

Гораздо меньшая регламентация всей жизнедеятельности в условиях загородного лагеря позволяет формировать первичные коллективы исходя из интересов самого ребенка. Именно жизнь во временном коллективе предоставляет подростку возможности приобретения опыта совместного проживания в группе сверстников, удовлетворения потребности в общении, в совместной деятельности с ровесниками, старшими товарищами, значимыми взрослыми, раскрытия своих собственных потенциальных возможностей. Обогащению воспитательного потенциала первичного коллектива в загородном лагере способствует включение подростков в разновозрастное взаимодействие, которое обуславливает освоение подростком нового социального опыта, обеспечивает социально-психологическую защиту для каждого члена коллектива, создание более благоприятных условий для формирования у подростков организаторских умений и навыков. Таким образом, можно говорить о значительном воспитательном потенциале временного детского коллектива и специальный педагогической инструментовке его реализации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Влияние особенностей учреждений дополнительного образования детей на характер педагогического общения
Специфика педагогического общения определяется характером учреждения, в котором работают педагоги, воспитатели, учителя. В связи с этим невозможно рассмотрение педагогического общения в УДОД без обращения к особенностям этих учреждений. Задачи данного параграфа: охарактеризовать особенности УДОД; в ...

Понятие “коллектив”
Латинское слово «коллективу-с» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «кол ...

Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
В данном параграфе представлены и описаны основные этапы эксперимента, проведенного в рамках данного научного исследования по реализации социально-педагогического потенциала в условиях учреждений дополнительного образования. На основе анализа научной литературы определили применительно к нашей опыт ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.031