Вместе с тем, необходимо констатировать недостаточную разработку данной проблемы в современной педагогике как в теоретическом, так и в практическом, методическом плане. Остается открытым целый ряд вопросов, что позволило выявить следующие противоречия, требующих конструктивного разрешения:
- между объективно присущей обществу тенденцией к тесному взаимодействию людей разных возрастов и существующей традиционной организацией учебно-воспитательного процесса по возрастным группам, что порождает дефицит межвозрастного взаимодействия и общения в детской среде;
- между богатыми возможностями детского загородного лагеря в организации разновозрастного взаимодействия и неразработанностью теоретических основ этого процесса;
- между воспитательным потенциалом разновозрастного коллектива и неразработанностью механизмов его реализации в условиях загородного лагеря.
Выявленные противоречия дали возможность сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости осмысления воспитательного потенциала разновозрастного коллектива в загородном лагере. Целью исследования является выявление педагогических условий реализации воспитательного потенциала разновозрастного коллектива в детском загородном лагере.
Объектом исследования является воспитательный потенциал разновозрастного подросткового коллектива в условиях детского загородного лагеря.
Предмет исследования - педагогические условия реализации воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива в детском загородном лагере.
Гипотезу исследования составил ряд предположений о том, что реализация воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива в детском загородном лагере будет успешна, если:
- воспитательный потенциал коллектива будет рассматриваться как интегративная совокупность социально-психологических факторов и педагогических условий, определяющих возможные индивидуальные и межличностные (групповые) изменения, влияющие на разностороннее развитие членов коллектива;
- реализация воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива в детском загородном лагере будет происходить на основе разработанной и экспериментально проверенной модели данного процесса;
- реализация воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива будет осуществляться в специально созданных педагогических условиях, обусловленных спецификой межвозрастного взаимодействия и особенностями загородного лагеря как учреждения дополнительного образования.
Становление и развитие детского коллектива, переход его от стадии к стадии, реализация им воспитательных функций - процесс не стихийный, а управляемый. Педагоги управляют им, задавая и совершенствуя организационную структуру коллектива, обогащая его жизнедеятельность и укрепляя, развивая детское самоуправление, корректируя внутриколлективные отношения за счет введения в его жизнь соответствующих ситуаций, побуждающих детей к самоорганизации и саморегуляции, и включения детского коллектива в систему широких социальных отношений нашего общества.
В основе данной концепции лежат идеи о детском коллективе, высказанные в свое время выдающимися советскими педагогами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, развитые, уточненные и дополненные на основе современных исследований, осуществленных как педагогами, так и психологами.
Эта концепция нуждается в дальнейшем развитии, в процессе которого должны быть учтены данные, появившиеся в последние годы как итог исследовательского поиска, осуществленного в педагогике и в смежных с нею науках. Для того чтобы включить совокупность знаний, отражающих научную картину объекта, в структуру сложившейся концепции или на их основе построить принципиально новую, должен быть вычленен и решен ряд ключевых проблем. В последнее десятилетие потребность в их решении особенно возросла.
В настоящее время такими проблемами, на наш взгляд, являются следующие: экспликация понятия «воспитательный коллектив» и определение зоны его релевантности; целеполагание в процессе коллективообразования и функционирования коллектива; дифференциация детских коллективов и интеграция их влияний на личность ребенка; массовое, групповое и индивидуальное в структуре детского коллектива; соотношение процессов идентификации и обособления личности ребенка в его взаимодействии с коллективом; структура процесса управления детским коллективом.
Понятия и сущность оценки
результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...
Анализ образовательных программ по изобразительной
деятельности в детском саду
1) Программа Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Авторы данной программы считают, что эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразител ...
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности в школах с
углубленным изучением математики
Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений. Важно знать не только объективные результаты учебной деятельности ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.