И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это тот результат, который награждает вас за нервный труд первого периода. «Когда требует коллектив, когда он сплотился в определенном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой» - писал АС Макаренко.
Воспитательный коллектив - это не просто группа людей, а педагогически организованная система взаимоотношений. Он, по утверждению А.С. Макаренко, имеет органы самоуправления и координации, которые уполномочены представлять и интересы всех детей и общества; объединяет школьников общей целью и организацией труда. Он неразрывно связан с другими, прежде всего, трудовыми коллективами.
В процессе общественной жизни между людьми существуют такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистских качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, необходимо систематически привлекать ребенка к коллективной жизни и коллективной деятельности. Педагогический процесс необходимо сделать процессом глубоко содержательной гуманистической организации всей детской жизни в коллективе.
Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного воздействия на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, позволяет осуществлять воспитательное воздействие на всех детей вместе и каждого лица, имеет полезные традиции, развитое общественное мнение, возможности активного воспитательного воздействия детей друг на друга. Организация воспитательного коллектива в школе и классе, как единой целостности в современных условиях системы образования и воспитания в Украине, является первоочередной задачей воспитателей и учителей.
Таким образом, основной закон жизни коллектива по А.С. Макаренко: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; основными положениями его теории являются принцип гласности, ответственной зависимости, система перспективных линий и методика параллельного действия.
Социальные проекты старших подростков
В настоящее время, несмотря на государственный заказ, государственные и корпоративные программы поддержки социальных проектов школьников, отсутствует единая норма организации такого рода проектов. Тема социального проектирования сегодня обсуждается как актуальная и в сфере образования, и в сфере мо ...
Профессиональная компетентность педагога, занимающего главное ведущее место
в условии учебного учреждения
Компетенция – категория педагогическая. Педагог, ею обладающий, – это специалист, имеющий основательные знания в каком-либо предмете школьного курса обучения. Компетенция будущего педагога формируется в процессе профессиональной подготовки и специализации в определенной области знаний – основ той н ...
Методы строго регламентированного
упражнения
В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит: — в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); — в возможно точном дозировании н ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.