В современной методике обучения иностранным языкам существуют два подхода к подаче грамматического материала: структурный (сначала формулируется правило, затем иллюстрируется его реализация в речи) и функционально-смысловой (выяснение закономерности и формулировка правила происходят в процессе работы с конкретным речевым материалом).
Функционально-смысловой подход представляется наиболее эффективным при выполнении самой актуальной в современных условиях задачи – обучении коммуникации, и прежде всего устной.
Традиционно занятие состоит из трех блоков: введение, закрепление и контроль. Введение грамматического материала должно происходить в процессе анализа фрагмента речи: преподаватель подводит учащихся к формулировке правила с помощью либо таблицы из учебника, либо самостоятельно составленной парадигмы. Закрепление грамматического материала включает в себя два этапа: целевой и коммуникативный. При целевом закреплении отрабатывается только изучаемый грамматический материал на примере таких упражнений, которые требуют строгого следования определенной модели. На этапе коммуникативного закрепления учащимся дается коммуникативное задание, предполагающее свободу выбора. Поурочный контроль над усвоением материала не должен проходить в явно выраженной форме теста, так как это создает стрессовую ситуацию на занятии.
Упражнение – наиболее эффективный способ целевого закрепления материала, а также контроля над ним.
Воспроизведение текста может проходить в форме диктанта или изложения. Необычным приемом является имитация текста. Учащимся предлагается написать подобный текст, сохраняя грамматическую структуру оригинала. Трансформация текста – процесс, противоположный имитации: изменение структуры текста при сохранении содержания.
Диалог – основа речевого общения, и поэтому он считается самым важным приемом обучения коммуникации.
Игра – один из самых интересных и эффективных дидактических приемов. В основе ролевой игры лежит "легенда", т.е. краткая информация о роли, и игровое задание, преследующее коммуникативную цель.
Сценка представляется наиболее творческим, эмоционально окрашенным видом работы.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что современная методика преподавания языков располагает богатым арсеналом эффективных, интересных, творческих приемов, которые позволяют обеспечить учащихся основными знаниями и навыками, необходимыми для полноценной коммуникации.
Использование видео в процессе обучения иностранному языку
Использование видео материалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, т.к. видео материалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.
Известно, что презентация учебного материала при помощи видео характеризуется рядом определенных особенностей. К ним можно отнести:
1. Информация представляется средствами искусства, что обуславливает наличие образной модели введения материала (есть сюжет и композиция). Использование видео на уроке способствует возникрновению «Эффекта соучастия и сопереживания» с героями.
2.Информация подается динамично. Отсюда результативный аспект обучения, увеличивает плотность общения на занятии. Динамичность и эмоциональность введения материала способствует запоминанию.
3.Информация, презентуемая с помощью видео, обладает высокой степенью авторитетности. Это обуславливается фактором аутентичности.
4. С целью наиболее эффективного использования видео в процессе обучения иностранным языкам необходимо выяснить, каковы преимущества этого средства обучения и его ограничения в ряду других технических средств.
Дей Уиллис вылеляет такие положительные стороны использования видео:
-помещение не требует затемнения
- контакт преподавателя с обучаемым носит непрерывный характер,
- видео предоставляет возможность использования различных режимов работы, например, со стоп-кадром
-видео материалы легко используются при индивидуальной, парной, групповой, коллективной работе.
Следует помнить, что планируя работу с видео материалами, необходимо иметь четкое представление не только об их функциональных возможностях, но и ограничениях, а также соизмерять, насколько использование видео материалов способно реализовать конкретно цель определенного урока.
Использование видео в учебной аудитории предполагает функционирование широкого диапазона материалов, которые вместе с определенным комплектом упражнений призваны реализовать ту или иную учебную задачу.
Опытно-экспериментальная работа по организации учебного сотрудничества на
уроках русского языка в начальной школе
В теоретической части работы были рассмотрены предпосылки и рекомендации организации учебного сотрудничества, как условие эффективного обучения русскому языку, а так же рассмотрели показатели эффективности учебного сотрудничества (повышение мотивации, повышение эффективности усвоения учебного матер ...
Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных
понятий
Испытуемые 9 класса в количестве 15 человек успешно справились с тестирование. Из полученных результатов (см. приложение 2) можно сделать следующие выводы: сравнительный график Рекомендации: Учителям, работающим в классе необходимо помнить, что основная часть аудитории класса запоминает материал пр ...
Понятие, сущность и принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учрежден ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.